Портал садовода - Fiora24

Художник Михаил Ларионов. Картины художника

100 знаменитых художников XIX-XX вв. Рудычева Ирина Анатольевна

ЛАРИОНОВ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ (род. 22.05.1881 г. – ум. 10.05.1964 г.)

ЛАРИОНОВ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ

(род. 22.05.1881 г. – ум. 10.05.1964 г.)

Известный русский художник-модернист, график, театральный декоратор, иллюстратор. Один из основоположников русского авангарда.

Создатель живописного метода «лучизма».

Выдающийся мастер русского художественного авангарда Михаил Ларионов родился в небольшом провинциальном городе Тирасполе в семье скромного военного фельдшера. Самыми яркими воспоминаниями его детства стали «рубашечка с вишенками», человеческая фигурка из мякиша черного хлеба, вылепленная бабушкой Ольгой Львовной, и задача, которую будущий художник поставил перед собой в семь лет: «Не забыть взрослым человеком ощущений детства». «Я видел разницу чувств взрослых и детей, отсюда возникла эта мысль, но, к сожалению, мои чувства не изменились, и я не вижу разницы между прошлым и настоящим в моей личной жизни. Я не потерял связи с детьми, но с взрослыми я ее не могу никак наладить», – вспоминал Михайл Федорович в конце своей жизни, больше похожей на театральное представление, но наполненной творческими исканиями и открытиями.

После окончания реального училища Михаил в 1898 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классах К. А. Коровина и В. А. Серова до 1910 г. Уже в первые годы занятий он подавал большие надежды стать знаменитым живописцем, но тем не менее был трижды исключен за нестандартное поведение и художественное вольномыслие. Ларионова привлекала живопись П. Гогена, Ван Гога и П. Сезанна. Одна из наиболее ранних известных его картин «Куст сирени в цвету» (1904 г.), написанная в стиле позднего импрессионизма, была куплена Третьяковской галереей. Художник был наделен огромным живописным темпераментом, острым чувством света и цвета. Его пейзажные работы наполнены интенсивной вибрацией свето-воздушной среды и красочными нюансами. На выставке «Мир искусства», устроенной С. Дягилевым в 1906 г., Ларионов показал семь своих работ. Это была серьезная заявка на стремительную карьеру молодого художника. Все дальнейшие взлеты Михаил «устраивал» себе сам: писал непривычные картины и декларации, организовывал выставки и группировки, устраивал скандалы, чтобы подогреть внимание публики к себе и своему творчеству.

Рядом с именем Ларионова с 1900 г. постоянно звучала фамилия его подруги, соратницы и не менее именитой художницы Гончаровой. Наталья Сергеевна родилась в известной дворянской семье и была двоюродной правнучкой жены А. С. Пушкина. Училась она вместе с Михаилом, только вначале в скульптурном классе П. Трубецкого, а затем пути в живописи у двух молодых талантов неразрывно переплелись, ведь недаром их назвали «самой лучшей и самой слитной парой русского авангарда». Творческий дуэт двух незаурядных художников продолжался более 60 лет и был до предела насыщен творческой инициативой и готовностью порвать с уже достигнутыми результатами для обретения новых перспектив. Но все же Гончарова как-то призналась: «Ларионов – это моя рабочая совесть, мой камертон. Есть такие дети, отродясь все знающие. Пробный камень на фальшь. Мы очень разные, и он меня видит из меня, не из себя». Они никогда не были конкурентами, а дополняли и обогащали друг друга.

Но если Гончарова просто творила, то Ларионов стал признанным лидером русского авангарда, главным выдумщиком, организатором скандальных акций и создателем новых живописных направлений. Это был бунтарь и потрясатель академических основ искусства.

Вернувшись из поездок в Лондон и Париж (Осенний салон 1906 г.), Ларионов творчески переосмыслил идеи фовизма и достижения западного «наивного» искусства. Привнесенные им в живопись новшества были основаны на простонародном и детском восприятии красоты. Русская икона, лубок, росписи вывесок и подносов, рисунки на заборах смешались в красочном сверкании новой живописной гармонии примитивизма (серия «Парикмахеры», 1907 г., и сценки провинциального быта).

Для продвижения своего авангардного искусства Ларионов развернул бурную деятельность. В 1908 г. он совместно с Д. Бурлюком организовал первую в Москве авангардную выставку «Венок Стефана». Как один из вожаков бунтующей молодежной богемы, художник вошел в состав основателей (П. Кончаловский, Д. Бурлюк, А. Лентулов, К. Малевич) общества «Бубновый валет». Но вскоре вместе с Бурлюком оставил компанию «валетов», обвиняя их в отсталости, академичности и фотографизме. «Для меня Малевич, – писал Ларионов в газету, – как футурист является "необитаемым туземцем"». От живописца-забияки доставалось и врагам и друзьям, но ему многое прощалось за тот огромный талант, которого могло хватить не на один десяток художников.

После непродолжительного пребывания на сборах в солдатских лагерях, где ему так понравилась настенная живопись в казармах, в творчестве Ларионова появились многочисленные сценки из армейской жизни, часто сдобренные откровенной похабщиной («Маркитантка Соня», «Отдыхающий солдат», «Курящий солдат», все в 1911 г.). Все работы «солдатской» серии стали своеобразной вершиной примитивистского периода творчества, где мягкую иронию и откровенный реализм Ларионов успешно сочетал с изысканной живописью.

Продолжая потрясать «общественные устои», художник совместно с Гончаровой, Малевичем, Татлиным и другими приверженцами авангарда создал группу «Ослиный хвост» (1912 г.) и под этим скандальным названием организовал две выставки. Работы, которые там экспонировались, были возведены критиками в разряд «анархического бунтарства». Художники требовали свободы для своих формальных экспериментов. Когда деятельность этой группы дошла до логического предела, Ларионов организовал выставку «Мишень» (1913 г.) и Первую выставку лубков в Москве (1913 г.). Однако при всей своей неуживчивости и ершистости Михаил Федорович успевал выставляться и на вполне «приличных» показах. Так, только за 1906 г. его работы (помимо Лондона и Парижа) побывали на экспозициях Товарищества передвижников, Союза русских художников, Московского товарищества художников. Особенно долго оставался верен Ларионов объединению «Мир искусства». Его руководитель, известный художник и критик А. Бенуа, ужасаясь от ларионовского «Портрета дурака», все же чувствовал под внешней бравадой и эпатажностью глубину его молодого дарования.

На осенней выставке «Мир искусства» в 1912 г. состоялся и показ первых картин, исполненных художником новым, изобретенным им живописным методом – «лучизмом». Используя его, Ларионов изображал не сам окружающий мир, а потоки света и

цвета, излучаемые предметами, и теряющие свой реальный облик в этих потоках. «Лучизм» считается одним из первых опытов беспредметного (абстрактного) искусства и ярким проявлением авангардизма в русской живописи, наряду с супрематизмом Малевича и футуризмом Татлина. Ларионов этим методом достигал небывалых художественных форм, создавал новую причудливую реальность. Но даже в работах, где, кажется, вообще ничего не изображено («Стекло/прием лучизма», «Этюд лучистый», «Лучистая камбала и скумбрия», «Лучистый петух», все в 1912 г.), где все окутано волнами окрашенного света, смутная предметная реальность проступает в виде народного изофольклора, вспыхивая одновременно чем-то неземным и фантастическим. В стиле «лучизма» были оформлены иллюстрации к книге Крученых «Старинная любовь» (1912 г.), где текст естественно переплетается с рисунками, создавая целостный художественный образ.

Причудливые и полупристойные «Венеры» (1912 г.) – «Кацапская», «Бульварная», «Солдатская», «Еврейская», «Негритянская» – написаны в стиле примитивизма, как и четыре больших полотна под общим названием «Времена года» (1912 г.). Картины, окрещенные критиками как «инфантильный примитив», больше напоминали искусно выполненные детские рисунки, которые очень высоко ценил сам художник. Каждое полотно Ларионов сопровождил по-детски наивными стихотворениями. На холсте «Весна» он написал: «Весна ясная, прекрасная. С яркими цветами, с белыми облаками». В стиле примитивизма выдержаны иллюстрации к сборнику футуристических стихов «Мирсконца» Хлебникова. В оформлении книги Крученых «Полуживой» Ларионов использует стилистику наскальных изображений. А издание «Помада» современники сравнивали с филигранным ювелирным украшением, настолько оригинально выглядели его иллюстрации на золотых паспарту. Живописная фантазия Ларионова была безгранична и не знала повторений.

Творческую самобытность и «авангардность» художник подкреплял постоянным «ошарашиванием» публики своим поведением «в миру» и созданием шума вокруг собственной персоны. Авангардным было не только его искусство, но и личная жизнь. Ларионов с Гончаровой многое делали «впервые»: приняли участие в съемках первого русского футуристического фильма «Драма в кабаре № 13» (1914 г.), участвовали в ими же организованном шествии с раскрашенными лицами по улицам Москвы (1913 г.). Это был первый публичный «боди-арт», звучно названный «убийством лица». Для большей убедительности акции Ларионов выпустил манифест «Почему мы раскрашиваемся», где апеллировал к «русскому балагану, площадному циркачеству и весеннему розыгрышу». Если же газетный шум и улюлюканье в его адрес смолкали, художник в срочном порядке публиковал «саморекламные монографии» под псевдонимом Эли Эганбюра и Варсанофия Паркина. Исследуя его творчество, искусствовед А. Корзухин писал: «Делание навыворот, наизнанку, «мирсконца», антиприличие под стать искусству протеста или подчеркнутое приличие как кукиш вместо ожидаемого скандала, короче, антибуржуазность вкупе с антипарадностью, – вот что такое жизнь в авангарде. Жизнь конечно суматошная и нервная (что усугублялось вспыльчивой задористостью характера Ларионова), но зато рождавшая новый сплав картины и личности, где не было места пошлым условностям и рыночным законам».

Сергей Дягилев, известный организатор выставок русского искусства в рамках «Русских сезонов» в Париже (с 1907 г.) и создатель труппы Русского балета (1911–1926 гг.), одним из первых открыл неподражаемый дар Ларионова и Гончаровой. И он же в 1915 г. предложил супругам заняться сценографией в его антрепризе. Совместно с балетной труппой они объехали с гастролями Швейцарию, Италию, Испанию, а с 1918 г. поселились в Париже. Результаты работы художников над «карнавальным миром» театральных декораций и костюмов ошеломили европейскую публику, покорили новизной замыслов, красочностью и экзотичностью. Их творческий вклад в успех русского балета был огромен. Виртуозная фантазия, изощренный вкус, пиршество красок, мир сказочных причудливых образов обогатили сценическое искусство XX в. И хотя оформленные ими спектакли стали достоянием истории, но эскизы театральных костюмов, декораций и мизансцен, портреты композиторов, хореографов и артистов балета вошли в художественную сокровищницу их творческого наследия. В 1915–1917 гг. Ларионов и Гончарова оформили спектакли «Ночное солнце», «Литургия», «Садко» Римского-Корсакова; «Кикимора», «Русские сказки», «Баба-Яга» Лядова; «Испанская рапсодия» Равеля. В период с 1921 по 1932 г. – «Шут», «На Борисфене» Прокофьева; «Снегурочку» Римского-Корсакова; «Лисицу», «Жар-птицу» Стравинского; а в 30–40 гг. – балет «Богатыри» Бородина и оперу «Кощей Бессмертный» Римского-Корсакова. Это был огромный многоплановый труд, всегда оригинальный, содержащий неожиданные решения.

Более 50 лет прожила эта знаменитая «авангардная пара» в Париже, в причудливом старинном доме, из окон которого можно было любоваться крышами города. Все комнаты и мастерская были заполнены книгами и картинами. Ларионов создавал камерные композиции, занимался книжной графикой и живописью (рисунки, натюрморты, пейзажи), а также начал писать мемуары. Наталья Сергеевна в последние годы из-за артрита почти не могла работать и очень страдала из-за этого. Превозмогая боль, она двумя руками сжимала карандаш, чтобы сделать хоть небольшой рисунок. 17 октября 1962 г. Наталья Сергеевна Гончарова умерла, а вскоре, 10 мая 1964 г., в Фонте-о-Роз, близ Парижа, скончался и Михаил Федорович Ларионов. Все творческое наследие художников хранилось во Франции. В 1988 г. по завещанию второй жены Ларионова, Александры Клавдиевны Томилиной, значительная его часть (две тысячи работ) и архив были переданы в дар Третьяковской галерее. В Москве в доме в Трехпрудном переулке, где до 1915 г. жила эта блистательная пара русского и мирового авангарда XX в., будет открыт музей Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. А это вселяет надежду на то, что спустя сто лет их творчество наконец станет широко известным русским ценителям искусства.

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Воррингер (Worringer) Вильгельм (1881–1965) Немецкий историк и теоретик искусства, профессор университетов в Бонне (1925), Кенигсберге (1928), Халле (1947). Основное произведение В., изданное на основе его диссертации под тем же названием «Абстракция и вчувствование» (1908) стало одним из

Из книги Царская работа. XIX – начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

Леже (L?ger) Фернан (1881–1955) Известный французский художник, внесший существенный вклад в искусство XX в. С 1900 г. жил в Париже, профессионально занимался искусством, находился в центре художественной жизни европейского авангарда (см.: Авангард) начала столетия. В плане

Из книги Календарь. Разговоры о главном автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Из книги В параболах солнечного света автора Арнхейм Рудольф

Глава 34. Александр II (1855-1881) Наследник. ? Воспитание Александра II. ? Амурные увлечения и скандал во дворце. ? Любовь к княжне Долгорукой. ? Отмена крепостного права. ? Свобода или кабала? ? Брожение в обществе. ? Первое покушение. ? Общество после выстрела Каракозова. ? Второе

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

Глава 35. Александр III (1881-1894) Наследник престола. ? Воспитание и образование. ? Великая княгиня Мария Федоровна. ? Новый политический курс и национальное самосознание. ? Обуздание общества. ? Влияние войны на нравственность Александра. ? Положение рабочих и крестьян при

Из книги Русский канон. Книги XX века автора Сухих Игорь Николаевич

Из книги Французские тетради автора Эренбург Илья Григорьевич

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

1964 3 январяВ больнице, где я пролежал несколько недель, существовал язык, состоявший из кратких эвфемизмов. Делать операцию называлось «подниматься наверх», потому что операционная комната находилась наверху. Хирург говорил языком намеков. Отказываясь говорить прямо,

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ЛЕЖЕ ФЕРНАН (род. 04.02.1881 г. – ум. 17.08.1955 г.) Известный французский живописец, график, керамист, скульптор и иллюстратор, мастер монументальной живописи, критик и поэт. Один из основателей собственной системы кубизма, названной трубизмом. Основатель собственной

Из книги автора

Сочинение на школьную тему. (1964-1971, 1978-… «Пушкинский дом» А. Битова) Сыны отражены в отцах: Коротенький обрывок рода - Два-три звена, – и уж ясны Заветы темной старины; Созрела новая порода… А. Блок. 1911 У входа в Пушкинский дом сидит вахтер, а в массивной деревянной

Из книги автора

Стихи о Франции (1940–1964) 1–7. ПАРИЖ, 1940 1. «Уходят улицы, узлы, базары…» Уходят улицы, узлы, базары, Танцоры, костыли и сталевары, Уходят канарейки и матрацы, Дома кричат: «Мы не хотим остаться», А на соборе корчатся уродцы, Уходит жизнь, она не обернется. Они идут под бомбы и

В творчестве Михаила Ларионова было несколько ярких этапов. Он начинал свой путь как художник-импрессионист, позже увлекался примитивистским и народным искусством, а затем создал новое авангардистское направление в живописи - лучизм. Валентин Серов называл Ларионова «самым скандально-спорным и самым талантливым живописцем своего поколения».

Импрессионист-бунтарь

Михаил Ларионов родился в 1881 году в Тирасполе - городе в Херсонской губернии. Его отец был военным фельдшером. В 1891 году семья переехала в Москву , где Ларионов спустя семь лет начал обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В те годы Ларионова увлекали популярные течения европейской живописи, особенно импрессионизм . Летом он возвращался в родной город. Здесь молодой художник часто писал с натуры, особенно любил он виды сада в родительском доме. Именно в Тирасполе Ларионов создал свои лучшие импрессионистические произведения, например «Розовый куст после дождя» и «Акации весной». На полотне «Розовый куст после дождя» Ларионов мазками стремился передать поток солнечных лучей, их блеск на мокрых от дождя цветах. Художественный критик Николай Пунин писал об импрессионистических работах Ларионова: «Первое, что обращает на себя внимания... это отношение его к поверхности холста. Ни один из русских «импрессионистов» тех годов не осознавал в такой полноте, как Ларионов, единства живописной поверхности» .

Михаил Ларионов. Акации весной (фрагмент). 1904. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Михаил Ларионов. Розовый куст после дождя (фрагмент). 1904. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Михаил Ларионов. Волы на отдыхе (фрагмент). 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В училище Михаил Ларионов зарекомендовал себя как смелый реформатор. Он часто противоречил начальству, пренебрегал установленными нормами, дисциплина и жесткие рамки его тяготили. Его даже отчислили из-за конфликта с преподавателями. Как писал искусствовед Глеб Поспелов, Ларионов вместе с группой студентов протестовал против того, что «самая терпимая московская школа облекается в казенный мундир» . Однако позже его восстановили в учебе, и в 1910 году он получил диплом. В училище Ларионов познакомился с художницей Наталией Гончаровой, которая стала его спутницей жизни, другом и коллегой.

Примитивизм и полотна солдатской серии

В 1910 году Михаил Ларионов стал одним из организаторов скандальной выставки представителей раннего авангарда «Бубновый валет» . Но художник достаточно быстро отделился от этой группы и организовал собственную выставку с еще более эпатажным названием - «Ослиный хвост». В этот период Ларионов интересовался примитивизмом: художники этого направления сознательно упрощали свои картины, обращались к детским рисункам, первобытному или средневековому творчеству. Участники объединения «Ослиный хвост» особенно вдохновлялись народным искусством: лубочными картинками, промыслами, лаконичными вывесками городских лавок и кафе.

Сергей Бобров, русский поэт, художник, футурист. Выдержка из книги «Основы новой русской живописи» 1911 года

В 1907–1912 годах Ларионов писал картины на темы провинции и солдатской жизни. Черты примитивизма проявлялись в нарочитом упрощении сюжетов, нарушении пропорций, ярких красках. Однако, несмотря на стиль, полотна не были лишены авторской идеи: в наивных на первый взгляд сценах из повседневной жизни часто бывало скрыто «двойное дно». Например, на картине «Офицерский парикмахер» живописец изобразил самодовольного офицера и услужливого парикмахера, который напоминает официанта. Над головой клиента - маленького и безвольного - нависли огромные ножницы.

Михаил Ларионов. Парикмахер. 1907. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат. 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Михаил Ларионов. Офицерский парикмахер. 1909. Галерея Альбертина, Вена

В полотне «Отдыхающий солдат» воплотилась вся примитивистская концепция Ларионова. Когда художник работал над полотном, он часто ездил на лагерные сборы и наблюдал, какие надписи или рисунки делают в свободную минуту солдаты на заборах и стенах. В картине Ларионов нарушает все неписаные правила живописи тех лет: его персонаж лежит в неестественной позе с «изломанными» ногами; среда, в которой он находится, лишена искусственной эстетики, украшательства, изображена во всей ее обыденности, а сама картина написана крупными грубыми мазками без проработки мелких деталей.

С солдатскими сюжетами в искусство Ларионова входила уже не только провинциальная улица, как это было в вещах предыдущих лет, но вся низовая и грубая стихия российской социальной жизни. «Солдатские темы» все весомей внедрялись тогда в действительность предреволюционной России… Такие мотивы могли задеть и ошарашить зрителя уже одной непосредственной связью с живой повседневностью.

Глеб Поспелов, искусствовед

Лучизм и декорации к Русским сезонам

Третий период в творчестве художника связан с разработанной им теорией лучизма. В ранних полотнах этого этапа еще присутствовали очертания предметов - их словно образовывали лучи, которые отражались от разных объектов, - а позже Ларионов стал создавать абстрактные работы. В них господствовало стихийное начало и игра острых цветовых полос, которые пересекались, сплетались, расходились в разные стороны и вновь сбивались в пучки, рождая яркие фантазийные картины.

То, что ценно для всякого любителя живописи, в лучистой картине выделяется наивысшим образом - те предметы, которые мы видим в жизни, не играют никакой роли (исключая реалистический лучизм, где предмет служит точкой отправления), то же, что является сущностью самой живописи, здесь лучше всего может быть выявлено - комбинация цвета, его насыщенность, фактура; на всем этом, кто интересуется живописью, может сосредоточиться всецело…

Михаил Ларионов

Во время Первой мировой войны Михаила Ларионова призвали на службу. После полученного ранения в 1915 году он поселился во Франции, где и прожил всю оставшуюся жизнь.

Сергея Дягилева . Это была настоящая визитная карточка антрепризы. Балеты были известны своим оформлением - изысканными авангардными костюмами и декором. После смерти Сергея Дягилева в 1929 году Ларионов стал меньше заниматься живописью. У него появилось новое увлечение: он собирал произведения искусства для состоятельных клиентов. А сам по-прежнему увлекался русским лубком и коллекционировал китайскую графику. В живописи он вернулся к предметному искусству и эстетике импрессионизма и примитивизма: писал уличные сценки и натюрморты.

В 1955 году Михаил Ларионов и Наталия Гончарова официально стали мужем и женой . Однако спустя семь лет художницы не стало. Ларионов вскоре женился на Александре Томилиной, своей старой знакомой, служащей одной из французских библиотек. После его смерти в 1964 году Томилина проводила выставки Ларионова и Гончаровой в Европе и Америке и организовала первую после их эмиграции экспозицию в Москве в 1980 году. Она унаследовала парижские полотна и архив Ларионова и Гончаровой и в 1989 году подарила их Третьяковской галерее , как того хотели художники.

Родился в семье военного врача. В 1898 поступил в МУЖВЗ, учился у В.А.Серова и К.А.Коровина, окончил училище в 1910. В период обучения был «возмутителем спокойствия» и лидером художественной молодёжи. В 1900 познакомился в училище с Н.С.Гончаровой, своей единомышленницей в искусстве, ставшей его женой. В начале 1900-х летние месяцы проводил в доме своего деда в Тирасполе, активно занимаясь живописью. В ранние годы Ларионов работал в импрессионистической манере, отчасти близкой к пуантилизму «Союза русских художников». Отправной точкой для его исканий послужила живопись позднего импрессионизма и постимпрессионистическая живопись с развитой живописной фактурой. С характерными её особенностями Ларионов знакомился по произведениям позднего Клода Моне из цикла «Руанский собор» и другим полотнам в коллекции С.И.Щукина в Москве. На Ларионова также оказало влияние творчество Жоржа Сёра (оно заметно в картине «Ресторан на берегу моря» (1905–1906. Коллекция Б.А.Денисова) и других французских художников. Из наследия мастеров русской школы молодому Ларионову была особенно близка живопись В.Э.Борисова-Мусатова.

В Тирасполе им были созданы полотна из серии «Сад» («Сад весной (Весенний пейзаж)» (1904. ГМИИ РТ), «Сад» (1904. ГРМ) и др. Непосредственным восприятием натуры навеяны «Розовый куст после дождя» (1904. ГРМ), «Верхушки акаций» (1904. ГРМ). Цельность воплощения замысла и живописное мастерство проявились в «Рыбах при заходящем солнце» (1904–1905. ГРМ) и этюдах и картинах середины 1900-х с изображением купальщиц («Купальщицы». 1905–1906. ГТГ) и других. Сам Ларионов впоследствии сформулировал своё творческое кредо так: «Не пленэр, а жизнь снаружи».

М.Ф.Ларионов. Цветущий сад. 1920-е.Холст, масло. 71×81. Частная коллекция

М.Ф.Ларионов. Цирковая танцовщица. 1911.Холст, масло. 105×73,5. ОМИИ


М.Ф.Ларионов. Отдыхающий солдат. 1911. Холст, масло. 119×122. ГТГ


М.Ф.Ларионов. Курящий солдат.1911. Холст, масло. 100×72,7. ГТГ

В 1906 Ларионов по приглашению С.П.Дягилева вместе с другими русскими художниками совершил поездку в Париж, где принял участие в русской экспозиции Осеннего салона. Находясь в Париже, он внимательно изучал живопись постимпрессионистов – Сезанна, Ван Гога, Гогена. Ларионову также удалось на короткое время выехать в Лондон, где он увидел живописные работы Уильяма Тёрнера, которые произвели на него неизгладимое впечатление.

После возвращения в Москву в творчестве Ларионова начался новый этап. Художник стремился в своей живописи обобщить и синтезировать богатые впечатления от колоритной природы юга России (Тирасполя и Одессы), свои наблюдения над жизнью русской провинции с переосмысленными им достижениями постимпрессионистов и опытом зарождавшихся в тот же период фовизма и экспрессионизма. Во второй половине 1900-х он создал в Тирасполе ряд великолепных натюрмортов, свойственные жанру камерность и классичность органично сочетались в них с весьма изысканно разработанной цветовоздушной средой и тихим лиризмом в изображении плодов земли, цветов и окружающих человека повседневных предметов: «Натюрморт с колодой» (1907. ГТГ), «Натюрморт с грушами» (1907–1908. ГРМ), «Натюрморт с подносом и раком» (1907–1909. Музей Людвига, Кёльн), «Камбала» (1908–1909. Частная коллекция) и другие.

Примитивистский период творчества Ларионова (так его назвал И.М.Зданевич в 1913) длился с 1907 по 1912. Начинался он с серий «прогулок», изображения «бульварных» сцен колоритной жизни южных провинциальных городов, франтов и франтих. В пейзаже «Площадь провинциального города» (1907–1908. ГТГ) проявился уже подлинный, «взрослый» Ларионов, вполне достигший творческой зрелости. В «Прогулке в провинциальном городе» (1907–1909. ГТГ) среди персонажей пробегает свинья – и это не только юмор, но и характерный для Ларионова приём снижения. Вслед за «провинциальной» последовала серия «парикмахерских» картин, длившаяся до начала 1910-х. В ней Ларионов воспроизводил стиль и приёмы провинциальных вывесок: «Мужской парикмахер» (1908–1909. ГРМ), «Офицерский парикмахер» (1908–1909. Частная коллекция).

В декабре 1907 Ларионов совместно с Д.Д.Бурлюком организовал в Москве выставку картин «Стефанос» («Венок»). В последующие два года он сотрудничал с редакцией «Золотого руна» и принял участие во всех трёх выставках журнала: (1-й салон «Золотого руна». Апрель 1908; 2-я выставка картин «Золотого руна». Январь 1909; 3-я выставка картин «Золотого руна». Декабрь 1909).

В 1910 Ларионов, получив диплом и звание художника, начал отбывать воинскую повинность вольноопределяющимся (его воинская служба с перерывами включала в себя несколько лагерных сборов в 1910–1912). Впечатления от военной службы отразились в «солдатской» серии картин. Произведения из этой серии получили впоследствии большую известность: «Утро в казармах» (1910. ГТГ), «Залп» (1910. Центр Помпиду, Париж), «Курящий солдат» (1911. ГТГ), «Отдыхающий солдат» (1911–1912. ГТГ). Ларионов широко использовал в своих картинах элементы народного искусства – лубка, иконы, вывески, детского и народного рисунка и других источников, вплоть до жестяной таблички с указанием номера воинской части в «Солдате верхом» (1911–1912. Галерея Тейт, Лондон). Художник последовательно стирал границы между высоким искусством и проявлениями жизни, которые не было принято считать искусством. Ларионов вводил в картину надписи, заборные рисунки, изобразив даже пьяные выкрики персонажей в «Солдатах» (1911–1912. Музей искусств, Лос-Анджелес). Параллельно с движением от серии к серии нарастала и живописная изощрённость его произведений. Разнообразие и особую эпатажность приёмов искусства Ларионова примитивистского периода правомерно сближают с лубочным искусством и – шире – с народной смеховой культурой.

В начале 1910-х вокруг Ларионова в Москве сформировался круг молодых ищущих художников. Ларионов выступил инициатором и вместе с П.П.Кончаловским, А.В.Лентуловым, И.И.Машковым организатором выставки новой живописи «Бубновый валет», состоявшейся зимой 1910–1911. Уже в 1911 проявились непримиримые разногласия между Ларионовым и группой художников во главе с Кончаловским, создавшими официальное художественное общество «Бубновый валет». Весной 1912 Ларионов организовал выставку «Ослиный хвост», в которой приняли участие также Гончарова, М.В.Ле-Дантю, А.В.Шевченко, К.С.Малевич, В.Е.Татлин и другие живописцы. Весной 1913 в Москве открылась третья из выставок Ларионова – «Мишень». В её экспозиции он продемонстрировал созданные в 1912 произведения «современного примитива» – четыре полотна серии «Времена года» и работы из серии «Венер» – «Еврейскую Венеру» (1912. ЕМИИ), «Венера и Михаил» (1912. ГРМ), а также свои лучистские полотна.

Эти выставки стали вехами в истории искусства русского авангарда, обозначив последовательное движение Ларионова и сформировавшегося вокруг него круга художников от примитивизма к лучизму – разработанной Ларионовым системе беспредметной живописи. В манере лучизма Ларионов работал с 1912 по 1914, последовательно продвигаясь от «реалистического» лучизма, в котором ещё присутствовали очертания предметного мира («Стекло». 1912. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк), «Лучистые колбаса и скумбрия» (1912. Музей Людвига, Кёльн), к беспредметному лучизму. Для последнего характерны повышенное внимание к живописности и фактуре произведения и введение в живопись знаков – нот, точек, крестов, как в «Солнечном дне» (1913–1914. Центр Помпиду, Париж), «Лучизме» (1913–1914. Башкирский художественный музей, Уфа) и др.

Разнообразные новаторские приёмы своего искусства Ларионов использовал в работе над оформлением в 1912–1913 литографированных сборников футуристической поэзии: «Старинная любовь», «Полуживой», «Помада» А.Е.Кручёных, «Мiрсконца» Кручёных и В.В.Хлебникова, «Le Futur» Антона Лотова (псевдоним К.А.Большакова). Интерес художника к последним проявлениям современной жизни, стремление участвовать в них и самому её формировать отразился в попытках ввести в широкий обиход футуристический грим – в 1913 Ларионов и И.М.Зданевич опубликовали манифест «Почему мы раскрашиваемся». Также в январе 1914 Ларионов, Гончарова и кинопродюсер В.П.Касьянов поставили фильм «Драма в кабаре футуристов №13» (фильм не сохранился).

В 1914 Ларионов организовал в Москве очередную выставку живописи – «№4. Футуристы, лучисты, примитив». В мае вместе с автором декораций Гончаровой выехал в Париж на премьеру осуществлённой Дягилевым постановки «Золотого петушка» на музыку Н.А.Римского-Корсакова. В июне 1914 в Галерее Поля Гийома в Париже открылась выставка произведений Гончаровой и Ларионова. В экспозиции были представлены произведения примитивистского и лучистского периода творчества художника, в том числе некоторые его «пневмолучистские» полотна. Предисловие к каталогу выставки написал выдающийся поэт и художественный критик Гийом Аполлинер, в своей статье он высоко оценил лучистские поиски Ларионова и подчеркнул их актуальность и важность для современного этапа европейского искусства.

После начала Первой мировой войны Ларионов вернулся в Россию, был призван в армию, в сентябре 1914 участвовал в военных действиях в Восточной Пруссии, после контузии из армии был демобилизован. В 1915 участвовал в «Выставке живописи 1915 год» в Москве, представив свою оригинальную кинетическую композицию «Лучист». В том же году Ларионов и Гончарова приняли предложение Дягилева постоянно работать в европейских постановках его «Русского балета» и выехали за пределы России, вскоре соединившись с рабочей группой Дягилева в Швейцарии. С 1917 и до конца жизни они проживали в Париже. В зарубежный период творчества Ларионов выступал как театральный декоратор и впоследствии сценограф. Среди наиболее известных его работ – оформление балета «Полнощное солнце» (1915) на музыку Римского-Корсакова, цикла «Русские сказки» (1916–1917) А.К.Лядова, постановки «Шут» (1921) на музыку С.С.Прокофьева, «Байка про лису» (1922, возобновлена в 1929) И.Ф.Стравинского. В 1920 Ларионов проиллюстрировал издание поэмы А.А.Блока «Двенадцать» и в 1922 после встречи с В.В.Маяковским в Париже – его «Солнце» («Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»).

Живописная активность Ларионова в поздний период значительно снизилась, он создал ряд превосходных, светоносных и тончайших по разработке цветовых нюансов картин – как, например, «Натюрморт с лимоном» (1930-е. ГРМ), – но, как правило, эти произведения были связаны с темами ещё московского периода жизни и творчества. В 1948 «лучистые» произведения Ларионова были показаны на выставке в Париже, и это послужило началом возрождения интереса к творчеству художника. С течением времени известность, престиж его искусства всё более возрастали.

Роль Ларионова в новейшей истории искусства ХХ века действительно была выдающейся. В начале 1910-х он одним из первых художников начал создавать беспредметную живопись. До своего отъезда в 1915 на Запад Ларионов был признанным лидером русского художественного авангарда, неутомимым организатором выставок, диспутов и других акций. Творчество Ларионова в разной мере повлияло на Бурлюка, Гончарову, Ле-Дантю, Малевича, С.М.Романовича, Шевченко, Татлина и др.

Михаил Федорович Ларионов - русский живописец, график, театральный художник, теоретик искусства . Лидер движения русских авангардистов конца 1900-х - начала 1910-х годов, автор пейзажей в духе импрессионизма и фовизма, примитивистских композиций («Отдыхающий солдат», 1911). С 1915 года жил за границей. Ларионова признают создателем лучизма (вариант абстрактного искусства).

Михаил Ларионов родился 3 июня (22 мая по старому стилю) 1881 года, в Тирасполе Херсонской губернии. Его отец был военным фельдшером. С 12-летнего возраста Миша посещал реальное училище в Москве. В 1898 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где с перерывами - его исключали три раза за художественное вольномыслие - учился до 1910 года; его педагогами были Исаак Ильич Левитан, Валентин Александрович Серов, Константин Алексеевич Коровин, Сергей Васильевич Иванов.

До 1906 года продолжался неоимпрессионистический период М. Ларионова. Особенно много работ, в которых он выступил тончайшим колористом, умелым аранжировщиком фрагментированных композиций, было создано в 1903 году в Крыму, куда он поехал вместе с женой, художницей Наталией Сергеевной Гончаровой. С 1905 Михаил Федорович широко выставлялся; в 1906 совершил поездку в Париж, субсидированную Сергеем Павловичем Дягилевым, где был экспонентом Русского отдела Осеннего салона; тогда же посетил Лондон. После возвращения сотрудничал в журнале «Золотое руно», где впервые в России опубликовал работы Ван Гога, Поля Гогена и Поля Сезанна.

В 1907-1912 годах Ларионов писал картины , основанные на творческой переработке образно-пластического строя вывески, лубка, росписи подносов и других видов фольклорного искусства; молодой художник стал инициатором целого направления в русском искусстве - неопримитивизма (серия «Парикмахеры», 1907). Служба Ларионова в армии (1908-1909) вызвала появление цикла примитивистски-бурлескных полотен на темы из солдатской жизни.

М.Ф. Ларионов был вожаком бунтующей художественной молодежи, зачинщиком многих скандальных акций, ознаменовавших появление авангарда на российской общественной сцене. В 1910 году он был среди основателей общества «Бубновый валет»; выйдя вскоре из него (вместе с Гончаровой), организовал выставку «Ослиный хвост» (1912), консолидировавшую его сторонников; вокруг следующей выставки, «Мишень» (1913), также сложилось объединение молодых живописцев. В 1914 году он организовал четвертую выставку своих единомышленников, которая так и называлась «№ 4».

Ларионов иллюстрировал футуристические книги, преимущественно Велемира Хлебникова и Алексея Елисеевича Крученых («Мирсконца», «Старинная любовь», «Помада»). В 1912-1914 годах он стал создателем собственной живописной системы - лучизма, предварившей наступление эры беспредметности в искусстве. В манифесте «Лучизм» (1913) Михаил Ларионов провозглашал: «Живопись самодовлеюща, она имеет свои формы, цвет и тембр. Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника».

С началом войны Ларионов был призван в армию, служил прапорщиком, перенес тяжелую контузию и в 1915 году был демобилизован. Приглашенный Сергеем Дягилевым в качестве сценографа, он уехал вместе с Гончаровой за границу, в 1917 году поселился в Париже (французское гражданство получил в 1938). Художник оформил множество постановок дягилевской антрепризы: «Русские сказки» Анатолия Константиновича Лядова (1917), «Шут» Сергея Сергеевича Прокофьева (1921), «Байка про лису» Игоря Федоровича Стравинского (1922), «Классическую симфонию» С.С. Прокофьева (1931).

С отъездом из России закончился новаторский период в творчестве Ларионова. До конца жизни художник работал как живописец, сценограф, график, иллюстратор. Написал книгу воспоминаний о русском балете, мемуарные статьи о Дягилеве, Пикассо Пабло и Стравинском. С 1950-х годах, после полосы забвения, фигура Ларионова как одного из основоположников модернизма 20 века стала привлекать пристальное внимание. На протяжении десятилетий во многих странах Европы и США регулярно проводятся выставки работ Ларионова, персональные и совместные с Гончаровой. В 1988 году в Россию были переданы несколько сот произведений Ларионова и Гончаровой, завещанных вдовой Ларионова А. К. Томилиной.

Михаил Ларионов - один из крупнейших живописцев ХХ века. Его творчество сопоставимо с творчеством таких выдающихся российских художников, как Малевич, Кандинский, Татлин, определивших величину и своеобразие художественного вклада России в мировую культуру.

Сегодня произведения Ларионова хранятся в крупнейших собраниях мира, а также в частных коллекциях.

Судьба Михаила Федоровича Ларионова печальна, ибо пала она на трагическую пору отечественной нашей истории. Он разделил горькую участь многих, очень многих своих сверстников, волею событий оказавшихся далеко от земли, и х вскормившей.

Рождение, детство, учение, первые успехи и стремительный в зл е т новаторского, «бунтарского» творчества — все это вместилось в тридцать восемь «русских» лет художника, а сорок пять оставшихся — под чужим небом. Европейской славе «русского парижанина » на родине социалистического реализма м еста, как известно, быть не могло, разве что в немой памяти тех, кто не хотел и в опреки всему не мог отказаться от баснословного прошлого русского искусства. Таких, впрочем, было немного и с каждым годом все меньше…

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Москва. 1913

Михаил Фёдорович Ларионов родился в семье военного фельдшера. В провинциальном Тирасполе прошли его детск ие годы. В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ, где учился у Коровина и Серова. В училище Ларионов познакомился с Натальей Гончаровой, ставшей его верной соратницей.


Фруктовая лавка. 1904

На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества Ларионова. В унаследованной от французских художников манере создавал он целые живописные серии.


Акация весной. 1904

Голубое небо в верхушках акаций пронизано серебристым мерцанием весенних ветвей; удивительно прозрачны и нежны касания верхушек деревьев с небом. Короткие удары, «тычки» кистью создают живописно-тональную вибрацию фона. Кажется, небо живет, пульсирует, дышит…

Сад. 1904

Нерв ларионовского импрессионизма — обостренная цветопись, а не яркая светопись. Художник достигает необычной напряженности цвета. Нарушая все живописные каноны, он сталкивает контрастные и близкие цвета — красный, зеленый, розовый, лиловый, приводя их к неожиданным гармониям. Это поистине отважная живопись, открывающая новые цветовые сочетания. Такой «живописный риск» мог позволить себе только художник с безошибочным чувством цвета.


Один майский день. 1904

«Один майский день» - часть комнатной обстановки и окно с пробивающейся на деревьях зеленью, написан Ларионовым в стиле позднего импрессионизма в пору ученичества у Левитана и Серова в Московском училище живописи .

Особенностью ларионовского импрессионизма является необычайное богатство живописных фактур. Как бы из цветовых зерен, соседствующих друг с другом, складывается структура его живописи, мерцающая переливами драгоценных камней. Вспоминаются полотна и акварели Врубеля, вызывающие те же ассоциации. Молодой живописец был внимателен к творчеству старшего собрата (они былизнакомы). Как и у Врубеля, краска в холстах Михаила Ларионова не ложится на готовую форму, напротив, сама форма и пространственные отношения рождаются из красочных образований и цветных фактур.

Сирень 1904

Эти произведения пользовались успехом на выставках Общества русских акварелистов, СРХ, "Мира искусства", на русской экспозиции Осеннего Салона 1906 в Париже.

В 1910-х Ларионов проявил себя как блестящий организатор: он возглавил группу молодых московских художников.


Портрет поэта Велимира Хлебникова. 1910

Примитивизм Михаила Ларионова находил источники вдохновения даже в заборных рисунках и надписях. В 1913 он подготовил выставку лубка, которая включала восточные и европейские народные картинки, вывески, печатные пряники, многие были из коллекции Ларионова. В этом же году была организована его выставка иконописных подлинников и лубков.

С 1912 Ларионов много занимался графикой: исполнил серию литографированных открыток, повторявших его живописные произведения; создал иллюстрации для сборников поэтов-футуристов Крученых, Хлебникова, Большакова. Изданные крошечными тиражами, эти книги представляют теперь огромную ценность.

Михаил Фёдорович принимал активное участие в художественных диспутах, получивших распространение в ту пору. В частности, в 1913 состоялся диспут на тему "Восток, национальность и Запад", предшествовавший открытию выставки "Мишень". На нем Ларионов и его группа четко обозначили свою "восточную" ориентацию.

На выставке "Мишень", где демонстрировались также произведения художников-самоучек и детские рисунки, Ларионов представил работы из незавершенного цикла "Венеры" и четыре холста "Времена года" (1912), которые были расценены критиками как вызов. В них использованы язык детского рисунка и архаическая символика, дополненная незатейливым текстом.

"Мишень" стала высшей точкой развит ия художественных идей Ларионова. Диспут "Мишени" уже включал доклад о лучизме, а на выставке экспонировались лучистские картины: "Петух и курица", "Лучистая скумбрия и колбаса" и др. Лучистские произведения Ларионов показывал и на последующих выставках - "14. Футуристы, лучисты, примитив" (1914), "1915 год".

По мысли Ларионова лучизм должен был оторвать живопись от предметности, превратить ее в самоценное и самодовлеющее искусство цвета. Основные положения теории лучизма, достаточно наивной, сводятся к тому, что мы не видим самих предметов, а воспринимаем пучки лучей, исходящие от них, которые в картине изображаются цветной линией. Но практика лучизма оказалась гораздо интереснее и плодотворнее его теории.


Петух и курица. 1912

В том же 1913 Ларионов публикует брошюру "Лучизм", манифест "Лучисты и будущники", в которых формулирует теорию нового течения: "Стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных лучей различных предметов. Луч условно изображается на плоскости цветной линией". В лучизме Ларионова заложены начала абстрактного искусства.

В парижской галерее Поля Гийома состоялась выставка его работ (совместно с Гончаровой), принесшая Ларионову европейскую известность. Он знакомится с Пикассо и,другими парижскими мастерами, о нем пишет статьи Гийом Аполлинер. Но война прерывает европейское турне художника. Как офицер запаса, подлежащий мобилизации, Ларионов возвращается в Москву и вскоре попадает на фронт в армию Ренненкампфа, сражавшуюся в Восточной Пруссии. Здесь он был тяжело контужен: «Чуть не без ног, контуженный, лежит дорогой Ларионов»,— писал Маяковский.

После выхода из госпиталя в 1915 художник вновь отправляется к Дягилеву, путешествует с труппой по Швейцарии, Испании, Италии, работает над эскизами декораций и костюмов для балетов.


Революция застает Ларионова во Франции. Он живо интересуется тем, что происходит в России, и никогда не теряет связи с Родиной. В 1920 году Ларионов иллюстрирует поэму Блока «Двенадцать», вышедшую отдельными изданиями в Париже и Лондоне. В ноябре 1922 в Париже побывал Маяковский, всегда высоко ценивший живопись Ларионова. В очерке «Семидневный смотр Парижской живописи» он рассказал о своих встречах с русскими художниками. Как результат этих встреч, в 1923 в издательстве «Круг» выходит поэма Маяковского «Солнце» с иллюстрациями Ларионова.

В 1919 Ларионов и Гончарова поселились в Париже на улице Жака Калло, где прожили до конца своих дней. В 1920-х он становится художественным советником Дягилева, который под его влиянием приглашает к сотрудничеству художников-модернистов.


Дягилев и Лифарь на репетиции. 1927.

Двадцатые годы прошли в работе над дягилевскими балетами. Ларионов создает эскизы костюмов и декораций для балетов на музыку Прокофьева «Шут» (1921) и Стравинского «Байка про лису» (1922). Остро переживая отрыв от родной ему стихии русской жизни, художник возвращается к излюбленным мотивам своего творчества. Так возникает альбом «Путешествие в Турцию», исполненный гуашью с использованием трафарета и шелкографии.


Дягилев работает над рукописью. 1929.

Поздние живописные работы Ларионова — охристо-серебристые натюрморты, этюды обнаженных натурщиц, хрупких и как бы бестелесных, говорят о том, что художник продолжает владеть утонченной живописной культурой. Но что-то невозвратно ушло из этих работ.

В последние годы жизни Михаил Фёдорович Ларионов много времени уделял литературному труду - писал воспоминания, статьи о русском искусстве.

Творческий взлет Ларионова, продолжавшийся до предвоенных лет, оставил неизгладимый след в русском иcкусстве 20 века. Многие художники начала века, искавшие новых путей в живописи, испытали на себе сильное воздействие искусства Ларионова, оно ощутимо в работах Гончаровой, Шевченко, Бурлюка и других. Следы ларионовского влияния заметны и в раннем творчестве Малевича и Татлина.

http://babanata.ru/?p=9208




Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении