Портал садовода - Fiora24

Эссе о судьбе. Все школьные сочинения по литературе Другие варианты биографии


Что такое судьба? Дается она человеку свыше, или он творит ее сам? Многие люди уверены, что судьба предначертана Богом, т.е. человек живет по заранее заданной программе. Когда такой человек пытается что-то сделать, и у него это не получается, он говорит: «Значит, не судьба».

Но может ли человек сам управлять своей судьбой? Я думаю, может. Например, он может вести аморальный образ жизни, увлекаться алкоголем и курением, постепенно скатываясь на самое дно. Но точно так же, только ценой огромных усилий, человек может подняться с этого дна и достигнуть в жизни небывалых высот. Ему дана возможность выбирать свой жизненный путь и творить свою судьбу самостоятельно. Бывает так, что с детских лет за человека все решают родители, и, повзрослев, он совсем не умеет принимать важные решения.

Такой человек глубоко несчастлив. Он исполняет волю своих родителей, совсем не имея собственных желаний и стремлений.

Обновлено: 2012-05-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Сегодня между историками существует спор, кем являлся знаменитый монгольский полководец Чингисхан. Кто он? Жестокий и кровавый завоеватель, который оставлял в живых жителей только тех городов, что сдавались ему без боя? Или же своего рода миротворец, который объединял под своей властью народы и страны, княжества и города, наводил порядок, вводил централизованную власть, прекращал своей сильной рукой междоусобицы?

Образ Чингисхана в истории противоречив. Он варьируется от сильного и хитрого властителя, который прекрасно умел подбирать генералов, военачальников и командовать ими. Слушались Чингисхана практически беспрекословно. Он – создатель нации монголов, единой сильной, долгое время непобедимой державы тюркоязычных народов. Междоусобицы монгольского народа, внутренние войны, раздиравшие племена монголов ранее, под властью Чингисхана прекратились полностью. Это точка «А» трактовки личности Чингисхана.

Существует и точка «В» во взгляде на монгольского правителя. Чингисхан – маньяк, помешанный на собственной военной славе, победах и завоеваниях своих отрядов. Его объединение монголов и мир между ними достигнуто войнами и только ними. Его никак не интересовали разрушения бесценных памятников культуры, гибель ученых, врачей, других умных и образованных людей, особенно при захвате монголами более развитого культурно, чем они сами, Хорезмского государства, смерть детей, насилие его воинов над женщинами в завоеванных городах (монголам приписывают крайне жестокие убийства женщин), разруха на захваченных землях. Сожженная и полностью уничтоженная как город Рязань (впоследствии город Рязань заново был основан на другом месте), разворованный Самарканд, сровненный с землей храбрый в обороне русский Козельск, рухнувшая от давки спасавшихся в ней киевлян Десятинная церковь…

Подозревают Чингисхана и в убийстве собственного сына хана Джучи – из отпрысков Чингисхана Джучи являлся самым непокорным и своевольным. Этого человека отличала мстительность и беспощадность. Племя убийц собственного отца Чингисхан позже вырезал полностью, оставив лишь младенцев.

Монголы при этом отличались веротерпимостью. На территориях, завоеванных ими, беспроблемно действовали различные церкви, культы.

В чем секрет успеха Чингисхана? Почему, несмотря на жестокость, он привлекал к себе воинов толпами, его защищали могущественные союзники, самые отважные воины шли за Чингисхана горой? Он был щедр. В начале своей карьеры Чингисхан способен был отдать свое последнее имущество, чтобы вознаградить отличившихся воинов. Чингисхан ввел немало справедливых законов: запретил похищения женщин, ввел обязательное оказание помощи путешественникам (не дать путнику воды – такой поступок карался смертью), военная добыча при нем делилась поровну независимо от статуса воина – знатный он либо нет.

Империя Чингисхана являлась одной из самых обширных по территории в истории человечества. Монголы сравнивали его с Александром Македонским. Это отвечает прозвищу Чингисхана (его родовым именем было Тэмучжин, а Чингисханом командира прозвали воины) – «беспредельный, тот, чьи владения безбрежны».

Используя Интернет и дополнительную литературу, напишите эссе о судьбе Чингисхана.

Ответ

Чингисхан (Тэмуджин, Темучин) — родился на берегу р. Онон в Монголии (около 1155-1227), основатель Монгольской империи.

Родился в семье Есугая-батура - главы древнего монгольского рода, обитавшего на берегах реки Онон (в Монголии).

В 1183-1204 гг. одного за другим одолел глав соперничающих кланов и племён. За хитрым и удачливым вождём пошли воины родоплеменных объединений на обширных землях.

Победитель в междуусобной борьбе объединил племена монголов и в 1206 г. был провозглашён Чингисханом (в переводе с тюркского «хан-океан»). Чингисхан дал монголам новый единый закон - «Ясу», ввёл письменное делопроизводство, наладил почту. Он сформировал 10-тысячную личную гвардию, из которой назначал чиновников.

Хан разделил племена на тумены (тысячи) по числу выставляемых конных воинов и отвёл им пастбища, а командование туменами пожаловал своим сподвижникам. В едином войске он ввёл жесточайшую дисциплину: малейшее нарушение приказа каралось смертью, за поведение бойца отвечал его десяток, за бежавшую с поля боя сотню наказывалась тысяча.

У воинов была одна цель - победа, одна семья - свой отряд. К началу завоевательных походов, первой жертвой которых стало в 1211 г, чжурчжэньское государство Цзинь, Чингисхан разработал новую тактику войны, в основе которой лежала тщательная разведка, устройство засад, умение разделить силы врага и внезапно обрушить на слабейшую его часть крупную конную массу и т. п. Лучшей победой хан считал ту, что одержана хитростью. Покорив бурят, якутов, ойратов, киргизов и уйгуров, монголы включили их воинов в свою армию.

Хлынув в 1215 г. в Северный Китай, они завоевали это государство. Затем под ноги монгольских коней легли Средняя Азия, владения хорезмша-ов (1218-1220 гг.).

Чингисхан умер во время начатого в 1226 г. нового похода в Китай, но натиск его империи уже никто не мог остановить.

Чингисхан скончался, оставив после себя самую большую в истории мира многонациональную империю, объединившую десятки народов, Восток и Запад. Конечно, правление Чингисхана нельзя оценивать однозначно. Его достижения как завоевателя, безусловно, велики, но они все перечеркиваются колоссальными людскими жертвами, проявленной жестокостью и насилием.

Эссе о судьбе











liber mundi
homo arbitatans .







Человек, достигший Просветления, изживший свою карму, не зависит ни от какого рока, ни от какой случайности. Его действия свободны и гуманны. Он обретает себя, когда перестает мнить себя центром Вселенной и начинает ощущать себя органической частью Целого /Космоса/. Эссе о судьбе Какой человек не задумывается о своей судьбе? Кто не анализирует и не взвешивает так или иначе сложившиеся обстоятельства своей жизни? Судьба волнует каждого человека.
Человек во все времена стремился узнать судьбу. Понятие о ней стихийно сложилось в сознании людей. Отсюда следует обращение к гороскопам, снам, предсказаниям. А существует ли истина в этих источниках? Многие люди не верят ни в хиромантию, ни в астрологию, тем более в Бога. /Это поколения людей, сформированные за семьдесят лет Советской власти/. Тем не менее мы отлично знаем, что время является цикличным явлением. В году 365 дней, 4 времени года, положение земной оси, Земли и Луны относительно солнца имеет свои закономерности. Земля совершает определенное количество оборотов. По этой только причине возможно предсказание судеб.
Предсказания исполняются в мифах, сказках, в реальной жизни они не всегда сбываются. Если события незыблемы / что суждено, то и будет/, то почему так широко распространены представления о существовании благоприятных и неблагоприятных дней, о днях, приносящих удачу или неудачу / у казахов считается неблагоприятным днем вторник. Откочевка в эти дни не предпринималась. А в христианстве утверждается, что все дни недели сотворены богом одинаково/. Любому суждению человека можно противопоставить полярное. Противоречивость является характерной чертой всех рассуждений о судьбе.
С одной стороны, судьба неотвратима, заданна. Ее неизменность выражается в словах «фатум», «рок», «предназначение». Об этом очень много пословиц и высказываний великих людей: «Чему быть, тому не миновать», «От судьбы не уйдешь», «И от судеб защиты нет» /Пушкин/. Изменчивость судьбы ощущается в словах «фортуна», «удача», «случай». Страх перед судьбой есть у всех людей. Слепые, темные силы определяют жизнь человека. И наибольшее количество пословиц и высказываний, как это ни парадоксально / «Всего прочней на земле печаль…» - А.Ахматова/ существует именно на эту тему. Часто с понятием судьбы связывается действие неотвратимой и неразумной силы. А Высший разум, Бог во всех религиях милостив. И это положение не сочетается со злой судьбой. Соотношение судьбы человека и воли Бога? Этим вопросам человечество задается на протяжении двух тысячелетий своего существования. Глубокое противоречие между вечностью и огромностью мира и мимолетность, кратковременность человеческой жизни рождает представление о высшей силе, которая властвует над человеком и фатальности, предопределенности его пути. Какой-то несчастный случай или чья-то злая воля навсегда могут искалечить жизнь человека. Человек – песчинка в Космосе. У разных народов по этому поводу есть свои оригинальные высказывания. Некоторые из них несут в себе печать обреченности. Например, китайские пословицы: «Жизнь тонка, как паутинка», «Определенное небом выше человека», «Тот, кто следует небу, будет жить, кто ему противоречит – погибнет». В Коране утверждается: «Человек несет свою судьбу, привязанной к шее».
На Западе тоже бытуют высказывания о неизбежности судьбы: «Встречаешь часто свою судьбу на дороге, по которой шел, чтобы избежать ее»/Лафонтен/. «Иди куда хочешь, но умри там, где должен» /фран.пословица/.Тем не менее человечество имеет целый арсенал мыслей о том, что человек может влиять на свою судьбу. Они говорят о значимости силы воли человека и образа его жизни. Своим трудолюбием, разумностью поступков, мудростью, стойкостью духа, молитвами, обращенными к Богу, человек может улучшить свою судьбу. Примером может служить судьба библейского Иова. «Покоряясь приказу неба, исчерпывать дела человеческие», «Творящим добро небо посылает блага». «Тот, у кого есть воля, своего добьется», «Превратить беду в удачу» - и другие пословицы отражают такую точку зрения.
Судьба человека зависит от судьбы народа, от судьбы человечества, от судьбы Земли и окружающих ее планет. Ведь человек живет не только на Земле, он живет в Космосе. Судьба человека складывается из множества обстоятельств его рождения, положения планет при его появлении на свет, от того, в какой части света он родился, от генотипа его родителей, от того или иного исторического момента в жизни общества и множества, множества сопутствующих обстоятельств.
Во многих высказываниях подчеркивается зависимость человека от судьбы. «Звезды управляют человеком», а звездами управляет Бог» /латинское изречение/. «Влечение сердца – это голос рока» /Шиллер/. Во многих суждениях подчеркивается, что судьба относится к людям неравномерно. «Иному судьба – мать, иному мачеха» /русская пословица/. «Одному крест судьба нести дает, другому диадему» /Ювенал/.
Существует много высказываний великих людей и пословиц о том, что люди со счастливой судьбой всегда счастливы, а с несчастливой всегда несчастливы. Постоянство судьбы объясняется характером самого человека, который тоже, впрочем, дается от бога. /А значит, все в в жизни человека определяется волей бога/. «Для счастливчиков и сам петух несется» /греческая пословица/. «У неудачливого джигита скотина не держится» /казахская пословица/. «Обычно счастье приходит к счастливому, несчастье к несчастному» /Ларошфуко/. Но наряду с этим у человека всегда присутствует вера в изменчивость судьбы. Иначе он не мог бы жить в этом мире.
«Кого судьба одевает, того она и раздевает» /арабская пословица/. «Меняется время – меняется мир». «Фортуна устает нести на своей спине все время одного и того же человека» /Грасиан/.
Чаще всего люди вспоминают о судьбе /как и о Боге/, когда они считают ее несчастливой. «Силу судьбы признают только несчастные, ибо счастливые все свои успехи приписывают своему благоразумию или своим заслугам» /Свифт/.
Зачастую судьба связывается с качествами человека. Существует забавное мнение, что поскольку судьба слепа, хорошая судьба достается недостойным. «Человечество всегда предоставляло наилучшие шансы дуракам» /Сю/. «Судьба и женщины благосклонны к дуракам». «Хотя Фортуна и бесстыдна, иногда она краснеет при виде достоинств» /Оксеншерн/. Авторы этих высказываний, безусловно, люди завистливые и пострадавшие от злой судьбы. Ведь сколько людей, столько и мнений о судьбе. А хорошие качества человека могут стать предпосылками его судьбы. «Мудрый человек сам творит свою судьбу» /Плавт/. «Каждый сын своих дел» /Сервантес/ «Все хорошее и плохое, что вы делаете, вы делаете самому себе» /Коран/.
Очень много высказываний у всех народов о возможности исправления и неисправления судьбы, смирения с судьбой и противоборства с ней.
Человек не смог бы нормально жить без оптимизма, без уверенности, что можно преодолеть неприятные стороны судьбы. Эта вера породила понятие провидения, которое заботится о человеке. «Когда одна дверь закрывается, то открывается другая» /Сервантес/. Под провидением подразумевается тоже Бог, Высшая сила, Высший разум, который управляет миром…
Однако во все времена человек не только уповал на Бога, но и сам старался действовать разумно. «Мудрец спрашивает с себя за свои ошибки, глупец с других» /китайская пословица/. Если с человеком случается что-либо неприятное, то ему прежде всего нужно подумать, правильно ли он поступил сам. Русский философ, С.Л. Франк писал, что когда человек находится в кризисном состоянии, говоря попросту зашел в тупик в своих поступках, он должен отложить все свои дела и глубоко задуматься над тем, как же ему жить дальше.
Сила воли человека, умение стойко переносить невзгоды, терпение и мужество приносят человеку победу. В этом отношении очень показателен рассказ А.Грина «Судьба взвода». «Взвод до конца боролся со своей фатальной судьбой», - пишет Грин.
В отношении к судьбе существует покорность ей и противостояние. Особенно много у разных народов суждений, отражающих обреченность, невозможность исправить свою судьбу. «Что написано на лбу, то не может быть стерто рукой человека» /арабская пословица/. «Одному смерть от огня – другому от воды» /казахская пословица/. «Судьба всесильна, и никто в этом мире не является хозяином жизни» /Акций/. Глубоким пессимизмом сквозит от этих изречений. Во многих высказываниях сказано, что бессмысленно уклоняться от судьбы или пытаться изменить ее. «Если Фортуна не идет вам навстречу, то вы не догоните ее и галопом» /сербская пословица/.
В некоторых пословицах и высказываниях мудрецов поощряется покорность судьбе, как дело, достойное человека, ибо эта покорность представляет собой исполнение воли высших сил, проявление веры в Бога. Повиновение судьбе, способность переносить ее удары свидетельствует о стойкости характера. Человек должен вести себя ровно, не сильно радуясь счастью, не сильно печалясь при невзгодах. Об этом писал и великий Абай. Большое счастье, проявление сильных эмоций может убить человека. Великий поэт призывал человека к умеренности в чувствах и поступках. «Если Фортуна тебе улыбнулась, бойся гордости, если она отвернулась от тебя, бойся уныния». Стойкость характера нужна не в меньшей степени и при счастливой судьбе: «Нужна большая добродетель, чтобы перенести счастливую судьбу, чем несчастную» /Ларошфуко/.
Закон единства и борьбы противоречий проявляется и во взглядах на судьбу. В противоположность смирению во все эпохи человеческой истории высказывалась мысль об активном вмешательстве человека в свою судьбу. «Человек – хозяин своей судьбы» и т.д. Отношению к судьбе – принимать ее как она есть или же сопротивляться ей посвящен знаменитый монолог Гамлета «Быть или не быть». По одной версии Гамлет выбирает противоборство. /Различные постановки трагедии по-разному трактуют смысл великой трагедии Шекспира/. «Быть!» свойственно человеку Возрождения с его культом всемогущества человека.
Судьба человека зависит и от него самого и от высших сил. Макиавелли говорил, что человеческая судьба наполовину определяется богом и наполовину – самим человеком. Другие же мыслители считают, что судьба полностью зависит от самого человека. Только он способен воздействовать на свою судьбу. Воздействие это может иметь двоякий характер. Пассивный, состоит в изменении мнения о своей судьбе. В жизни человека много таких моментов, когда человек, меняя отношение к чему-либо, становился счастливым. Марк Аврелий: «Если хочешь, чтобы предметы изменились, измени мнение о них». Гумбольдт: «Гораздо важнее не судьба человека, а то, как он сам ее воспринимает». Альбер Камю, в сорок семь лет погибший в автокатастрофе, сказал: «Нет такой судьбы, которую нельзя было бы преодолеть с помощью презрения».
Вмешательство человека в свою судьбу выражается в том, чтобы не упустить благоприятный случай, уметь им воспользоваться. «Если Фортуна стучится в дверь, открывайте не мешкая» /английская пословица/. Судьба может зависеть от характера человека. Он может притягивать благоприятную судьбу своим веселым, добрым нравом. «Счастье приходит в дом, где слышится смех» /японская пословица/. А.Свияш, психолог, пишет, что нытьем, жалобами на свою судьбу, человек раздражает свой эгрегор и предлагает ему не жаловаться, не тосковать, а молиться Богу и действовать самому.
Судьбу человек может строить своими активными действиями. И здесь нужна смелость. «Фортуна улыбается отважным» /французская пословица/.
В одних случаях деятельность человека интерпретируется, как содействие тому, что предустановлено свыше. Человек должен помогать своей судьбе, разделяя ответственность с Богом. «Победа достается от Бога, но воин должен сражаться изо всех сил» /индусская пословица/. «Проси у бога хорошего урожая, но не переставай пахать» /словенская пословица/. «Бог помогает тому, кто сам себе помогает» /Варрон/. «Человек, что бы об этом не говорилось, хозяин своей судьбы. Из того, что ему дано, он всегда может сделать кое-что» /Гренье/. В других случаях вся жизнь человека ставится в зависимость от него самого / что весьма сомнительно/. «Каждый человек – творец своей судьбы» /Саллюстий/. «Люди – часто хозяева своей судьбы». «В том, что мы, рабы, виноваты, милый Брут, не звезды, а мы сами» /Шекспир/. «Судьба не случайность, а предмет выбора, ее не ожидают, а завоевывают /Брайан/. «Свободный выбор, который человек осуществляет относительно самого себя, полностью совпадает с тем, что называется его судьбой» /Сартр/.
Если судьба во многом зависит от человека, то решающим фактором является выбор решений. В нем проявляется мудрость человека и его интуиция – умение чувствовать свой путь в мире. Однако мудрость приходит к человеку с опытом жизни. Поэтому нужно было бы родиться стариком и начинать с мудрости, чтобы решать свою судьбу. Но поскольку это невозможно, судьба человека становится ясной для него самого лишь под конец жизни, когда его будущее превращается в прошлое. Но и это неверно в определенной ситуации. Ведь человек может прожить и яркую, счастливую, но короткую жизнь и это будет его судьбой. В то время, как другой проживет долгую, скучную, без взлетов и падений, никому не нужную серую жизнь.
«Нет лучше с бурей силы мерить, последний миг борьбе отдать. Чем выбраться на тихий берег и раны горестно считать», - сказал поэт. По этой причине человек должен жить, радуясь каждому утру, каждой весне, каждому мигу своей жизни. Ему нужно в своей единственной, неповторимой жизни лелеять каждый миг бытия, благоговеть перед самой жизнью.
Наряду с бытийственным отношением к судьбе существуют и семиотические теории, понять которые порою не под силу разуму человека. Например, согласно учению Кабалы мир состоит из букв древнееврейского алфавита и создан им. Каждая из букв определяет судьбу некоторой части мира, влияет на ту или иную сферу деятельности человека. Например, буква «каф» послужила для сотворения солнца в мире, среды в году и левого уха в теле. Сфера семиотической теории, рассматривает мир как текст, как единую книгу / liber mundi /, которую нужно прочесть и расшифровать. Назвать что-либо по имени и установить его судьбу – значит сотворить его, вызвать названное к бытию. Ничто не существует, пока оно не названо по имени и пока ему не определена судьба. Здесь присутствует вера в то, что судьба предначертана именем. Зачастую мы встречаемся с явлением, когда человек, меняя имя, менял и судьбу.
Интересно творчество Борхеса и его жизнь в отношении судьбы. «Каждый обладает правом на выбор», - утверждает писатель. Человека по Борхесу делает личностью именно способность на выбор своего текста – образца судьбы… Подобного человека, согласно латинской традиции можно назвать homo arbitatans .
У Борхеса в рассказе «Лотерея в Вавилоне» лотерея – сама судьба, и не навязана людям извне, а соответствует человеческой психике – скрытой потребности в игре случая. В Вавилоне была разработана система жребия как парадигмы судьбы. «Лотерея – это есть перенос случая в миропорядок… т.е. периодическое введение хаоса в космос», -пишет Борхес.
Слепая судьба, разрушающая гармоническое равновесие /симметрию бытия/, воплощает губительную игру случая. Но ей противостоит мужественное приятие слепоты самим писателем как судьбы, даже как дара судьбы. «Я не дал слепоте запугать себя», - писал Борхес. Он научился с ней жить и продолжать свое творчество.
Мужеству и силе воли этого человека можно только позавидовать. В пятьдесят лет он стал директором Национальной библиотеки и в это же время практически совсем лишился зрения. «Бог с великой иронией подарил мне книги и ночь – разом», - написал он в одном из стихотворений.
Жизнь Борхеса, как и Николая Островского, как и тысяч инвалидов, ставших известными писателями, учеными, свидетельствует о том, что от индивида тоже многое зависит в его жизни. Мужество и терпение, неустанный труд делают жизнь человека полноценной и ценной для всего человечества.
О терпении и стойком мужестве человека говорит и Коран. В исламе вся жизнь человека предопределена Аллахом. Но рядом с выражением концепции предопределения Коран содержит столь же яркое утверждение об ответственности человека за свои деяния, т.е. о свободе его воли. Главный сюжет коранической проповеди – грядущий суд, где людям будет воздано за их дела. Язычники утверждали, что судьба справится и с пророком. Коран отвечает, что Аллах, а не судьба определяет что произойдет и с Мухаммадом, и со всеми людьми. Аллах заменяет судьбу. Его распоряжение – восстановление справедливости и установление правды. В этом отличие воли Аллаха от слепой и недоброй судьбы.
Понимание всей полноты образа Аллаха и его власти над людьми уточняется другим его /рядом со справедливостью/ свойством – милосердием. Аллах, прежде всего ар-Рахман, ар-Рахим – Милостивый, Милосердный. Милосердие снимает жесткость доисламской судьбы и смягчает суровость уже исламского предопределения. Предопределение не должно страшить человека, потому что всесильный бог милостив. Большое значение придается в Коране терпению человека, сабр. Молитва и терпение позволяют человеку выжить в невзгодах, дождаться момента, когда Аллах проявит свою милость. Терпение стоит рядом с милосердием: «Заповедуют терпение и милосердие».
Обратимся дальше на Восток. Рок страшен на Западе, потому что не укладывается в логические понятия. Вот пример западного мышления: «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетели человека, и с его помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба и отдаться воле законов природы»/Сенека/. Запад, развивая дискурсивно-логическое мышление, добился взлета науки, которая, видимо, тоже возникла как возможность противостоять судьбе, случайности, в надежде изменить мир, познав его устройство, его логику и сделать человека свободным от случайности и от рока. Развитие науки шло путем анализа и синтеза, разложения целого на части. /Иного мышления и мы не знаем, воспитанные на западной культуре/. Взлет греческой цивилизации произошел ценой утраты Целого. Мир земной оказался отчужденным от небесного, материя от духа.
Иногда ученые переводят как «судьбу» понятие «воли неба» /китайское «тянь мин»/, но это не слепая сила, не рок, а высшее предначертание, которое человеку предстоит выполнить, если он хочет следовать правильному пути. В отличие от греческого «тюхе» /удача/, от «фортуны» /римляне/, китайцы считали, что если и подвернется удача, то нужно еще подумать, следует ли ею воспользоваться. Не принесет ли это большую беду, если используешь то, что тебе не предназначено? «Если на роду написана бедность, - размышляет Ван Гун, - то напряжением сил достигнешь богатства, а достигнув его, умрешь». В китайской философии нужно следовать Пути. Путь – это интуитивное чувствование своей судьбы, небесного плана. На Востоке все мудрецы призывают человека развивать интуицию, чувствовать жизнь, слышать поступь истории.
В восточных учениях судьба человека зависит от него самого. Если он нарушает предначертание, идет против своей природы, врожденного дара / как часто мы встречаем людей, получивших профессии не по способностям и наклонностям, а по выгодности в данное историческое время или по принуждению родителей/, то он идет против воли неба, совершает самый великий грех – убивает в себе Атмана, свое истинное «Я». В жизни восточного человека соизмеряется все. Восточный человек ищет золотую середину - «тюе». В Японии существует закон подвижного равновесия, приведший к созданию ситуативной этики. Разумный человек соизмеряет свои слова и поступки с обстоятельствами. На этом принципе основан театр Но. Днем, когда все цвета яркие, актерам следует играть приглушенно, вечером, когда сумерки окутывают пространство, более оживленно.
В Китае распространено мнение – всякий, кто удачно выберет время, преуспеет. Что пригодно в одно время, то непригодно в другое. Человеку необходима смекалка, а также развитая интуиция. Человек – сам хозяин своей судьбы, если верит в себя, если ищет Просветления в себе, в своем сознании, зная, что мудрость – праджня – заключена в каждом, что все одухотворено Единым сознанием.
В буддизме, одной из мировых религий, карма – это нажитое в прежних существованиях, наработанное, содеянное, унаследованное человеком в его настоящем рождении. Можно сказать, что это абсолютная справедливость, нравственный закон, генетическая память, которая совершенно беспристрастна. Идея самосовершенствования в буддизме – это надежда человека на себя.
Если человечество берет на себя право бездумно вторгаться в космическое пространство, не считаясь с его законами, то неизбежно отторгается им. То есть, одно не может посягать на свободу другого, на индивидуальную природу сущего, ибо у каждого свое предназначение, свой Путь. Тогда приходит избавление от судьбы, слепого рока, когда приходит осознание того, что невозможно ущемлять природу отдельного, ибо через неповторимую, индивидуальную душу проходит всемирное общение и достигается всемирная гармония. Если бы восточное мышление овладело миром, то мы не были бы свидетелями глобального потепления на Земле. В результате неконтролируемого сжигания органического топлива тает материк Гренландия, тают оба полюса. По всей Земле идут цунами, наводнения, свирепствует засуха. Земля гибнет в результате хищнического поведения человека, нарушающего гармонию живого, возомнившего себя центром Вселенной. И если люди не остановятся в своем бездумном покорении природы, не найдут альтернативные источники энергии, то человечество неизбежно придет к апокалипсису, предсказанному в Библии. Судьбой Земли будет гибель и на ней погибнут миллиарды людей. И их судьба будет судьбой Земли, ибо человек не отторжим от среды обитания.
«В индивидуальности, по Гумбольдту, - заключена тайна всего бытия». Лишь через полное раскрытие индивидуальной природы, достижимо царство свободы, единство высшего порядка, или Всединство, начинающееся в церкви при молении людей и пронизывающее затем все сущее в мире /по Вл.Соловьеву/. Похоже человеческая мысль приближается к осознанию единичного, как знаку Единого, вечного. Истина не исчисляется, ибо Истина есть Целое, а Целое недоступно дискретному мышлению.
Эссе о судьбе Какой человек не задумывается о своей судьбе? Кто не анализирует и не взвешивает так или иначе сложившиеся обстоятельства своей жизни? Судьба волнует каждого человека.
Человек во все времена стремился узнать судьбу. Понятие о ней стихийно сложилось в сознании людей. Отсюда следует обращение к гороскопам, снам, предсказаниям. А существует ли истина в этих источниках? Многие люди не верят ни в хиромантию, ни в астрологию, тем более в Бога. /Это поколения людей, сформированные за семьдесят лет Советской власти/. Тем не менее мы отлично знаем, что время является цикличным явлением. В году 365 дней, 4 времени года, положение земной оси, Земли и Луны относительно солнца имеет свои закономерности. Земля совершает определенное количество оборотов. По этой только причине возможно предсказание судеб.
Предсказания исполняются в мифах, сказках, в реальной жизни они не всегда сбываются. Если события незыблемы / что суждено, то и будет/, то почему так широко распространены представления о существовании благоприятных и неблагоприятных дней, о днях, приносящих удачу или неудачу / у казахов считается неблагоприятным днем вторник. Откочевка в эти дни не предпринималась. А в христианстве утверждается, что все дни недели сотворены богом одинаково/. Любому суждению человека можно противопоставить полярное. Противоречивость является характерной чертой всех рассуждений о судьбе.
С одной стороны, судьба неотвратима, заданна. Ее неизменность выражается в словах «фатум», «рок», «предназначение». Об этом очень много пословиц и высказываний великих людей: «Чему быть, тому не миновать», «От судьбы не уйдешь», «И от судеб защиты нет» /Пушкин/. Изменчивость судьбы ощущается в словах «фортуна», «удача», «случай». Страх перед судьбой есть у всех людей. Слепые, темные силы определяют жизнь человека. И наибольшее количество пословиц и высказываний, как это ни парадоксально / «Всего прочней на земле печаль…» - А.Ахматова/ существует именно на эту тему. Часто с понятием судьбы связывается действие неотвратимой и неразумной силы. А Высший разум, Бог во всех религиях милостив. И это положение не сочетается со злой судьбой. Соотношение судьбы человека и воли Бога? Этим вопросам человечество задается на протяжении двух тысячелетий своего существования. Глубокое противоречие между вечностью и огромностью мира и мимолетность, кратковременность человеческой жизни рождает представление о высшей силе, которая властвует над человеком и фатальности, предопределенности его пути. Какой-то несчастный случай или чья-то злая воля навсегда могут искалечить жизнь человека. Человек – песчинка в Космосе. У разных народов по этому поводу есть свои оригинальные высказывания. Некоторые из них несут в себе печать обреченности. Например, китайские пословицы: «Жизнь тонка, как паутинка», «Определенное небом выше человека», «Тот, кто следует небу, будет жить, кто ему противоречит – погибнет». В Коране утверждается: «Человек несет свою судьбу, привязанной к шее».
На Западе тоже бытуют высказывания о неизбежности судьбы: «Встречаешь часто свою судьбу на дороге, по которой шел, чтобы избежать ее»/Лафонтен/. «Иди куда хочешь, но умри там, где должен» /фран.пословица/.Тем не менее человечество имеет целый арсенал мыслей о том, что человек может влиять на свою судьбу. Они говорят о значимости силы воли человека и образа его жизни. Своим трудолюбием, разумностью поступков, мудростью, стойкостью духа, молитвами, обращенными к Богу, человек может улучшить свою судьбу. Примером может служить судьба библейского Иова. «Покоряясь приказу неба, исчерпывать дела человеческие», «Творящим добро небо посылает блага». «Тот, у кого есть воля, своего добьется», «Превратить беду в удачу» - и другие пословицы отражают такую точку зрения.
Судьба человека зависит от судьбы народа, от судьбы человечества, от судьбы Земли и окружающих ее планет. Ведь человек живет не только на Земле, он живет в Космосе. Судьба человека складывается из множества обстоятельств его рождения, положения планет при его появлении на свет, от того, в какой части света он родился, от генотипа его родителей, от того или иного исторического момента в жизни общества и множества, множества сопутствующих обстоятельств.
Во многих высказываниях подчеркивается зависимость человека от судьбы. «Звезды управляют человеком», а звездами управляет Бог» /латинское изречение/. «Влечение сердца – это голос рока» /Шиллер/. Во многих суждениях подчеркивается, что судьба относится к людям неравномерно. «Иному судьба – мать, иному мачеха» /русская пословица/. «Одному крест судьба нести дает, другому диадему» /Ювенал/.
Существует много высказываний великих людей и пословиц о том, что люди со счастливой судьбой всегда счастливы, а с несчастливой всегда несчастливы. Постоянство судьбы объясняется характером самого человека, который тоже, впрочем, дается от бога. /А значит, все в в жизни человека определяется волей бога/. «Для счастливчиков и сам петух несется» /греческая пословица/. «У неудачливого джигита скотина не держится» /казахская пословица/. «Обычно счастье приходит к счастливому, несчастье к несчастному» /Ларошфуко/. Но наряду с этим у человека всегда присутствует вера в изменчивость судьбы. Иначе он не мог бы жить в этом мире.
«Кого судьба одевает, того она и раздевает» /арабская пословица/. «Меняется время – меняется мир». «Фортуна устает нести на своей спине все время одного и того же человека» /Грасиан/.
Чаще всего люди вспоминают о судьбе /как и о Боге/, когда они считают ее несчастливой. «Силу судьбы признают только несчастные, ибо счастливые все свои успехи приписывают своему благоразумию или своим заслугам» /Свифт/.
Зачастую судьба связывается с качествами человека. Существует забавное мнение, что поскольку судьба слепа, хорошая судьба достается недостойным. «Человечество всегда предоставляло наилучшие шансы дуракам» /Сю/. «Судьба и женщины благосклонны к дуракам». «Хотя Фортуна и бесстыдна, иногда она краснеет при виде достоинств» /Оксеншерн/. Авторы этих высказываний, безусловно, люди завистливые и пострадавшие от злой судьбы. Ведь сколько людей, столько и мнений о судьбе. А хорошие качества человека могут стать предпосылками его судьбы. «Мудрый человек сам творит свою судьбу» /Плавт/. «Каждый сын своих дел» /Сервантес/ «Все хорошее и плохое, что вы делаете, вы делаете самому себе» /Коран/.
Очень много высказываний у всех народов о возможности исправления и неисправления судьбы, смирения с судьбой и противоборства с ней.
Человек не смог бы нормально жить без оптимизма, без уверенности, что можно преодолеть неприятные стороны судьбы. Эта вера породила понятие провидения, которое заботится о человеке. «Когда одна дверь закрывается, то открывается другая» /Сервантес/. Под провидением подразумевается тоже Бог, Высшая сила, Высший разум, который управляет миром…
Однако во все времена человек не только уповал на Бога, но и сам старался действовать разумно. «Мудрец спрашивает с себя за свои ошибки, глупец с других» /китайская пословица/. Если с человеком случается что-либо неприятное, то ему прежде всего нужно подумать, правильно ли он поступил сам. Русский философ, С.Л. Франк писал, что когда человек находится в кризисном состоянии, говоря попросту зашел в тупик в своих поступках, он должен отложить все свои дела и глубоко задуматься над тем, как же ему жить дальше.
Сила воли человека, умение стойко переносить невзгоды, терпение и мужество приносят человеку победу. В этом отношении очень показателен рассказ А.Грина «Судьба взвода». «Взвод до конца боролся со своей фатальной судьбой», - пишет Грин.
В отношении к судьбе существует покорность ей и противостояние. Особенно много у разных народов суждений, отражающих обреченность, невозможность исправить свою судьбу. «Что написано на лбу, то не может быть стерто рукой человека» /арабская пословица/. «Одному смерть от огня – другому от воды» /казахская пословица/. «Судьба всесильна, и никто в этом мире не является хозяином жизни» /Акций/. Глубоким пессимизмом сквозит от этих изречений. Во многих высказываниях сказано, что бессмысленно уклоняться от судьбы или пытаться изменить ее. «Если Фортуна не идет вам навстречу, то вы не догоните ее и галопом» /сербская пословица/.
В некоторых пословицах и высказываниях мудрецов поощряется покорность судьбе, как дело, достойное человека, ибо эта покорность представляет собой исполнение воли высших сил, проявление веры в Бога. Повиновение судьбе, способность переносить ее удары свидетельствует о стойкости характера. Человек должен вести себя ровно, не сильно радуясь счастью, не сильно печалясь при невзгодах. Об этом писал и великий Абай. Большое счастье, проявление сильных эмоций может убить человека. Великий поэт призывал человека к умеренности в чувствах и поступках. «Если Фортуна тебе улыбнулась, бойся гордости, если она отвернулась от тебя, бойся уныния». Стойкость характера нужна не в меньшей степени и при счастливой судьбе: «Нужна большая добродетель, чтобы перенести счастливую судьбу, чем несчастную» /Ларошфуко/.
Закон единства и борьбы противоречий проявляется и во взглядах на судьбу. В противоположность смирению во все эпохи человеческой истории высказывалась мысль об активном вмешательстве человека в свою судьбу. «Человек – хозяин своей судьбы» и т.д. Отношению к судьбе – принимать ее как она есть или же сопротивляться ей посвящен знаменитый монолог Гамлета «Быть или не быть». По одной версии Гамлет выбирает противоборство. /Различные постановки трагедии по-разному трактуют смысл великой трагедии Шекспира/. «Быть!» свойственно человеку Возрождения с его культом всемогущества человека.
Судьба человека зависит и от него самого и от высших сил. Макиавелли говорил, что человеческая судьба наполовину определяется богом и наполовину – самим человеком. Другие же мыслители считают, что судьба полностью зависит от самого человека. Только он способен воздействовать на свою судьбу. Воздействие это может иметь двоякий характер. Пассивный, состоит в изменении мнения о своей судьбе. В жизни человека много таких моментов, когда человек, меняя отношение к чему-либо, становился счастливым. Марк Аврелий: «Если хочешь, чтобы предметы изменились, измени мнение о них». Гумбольдт: «Гораздо важнее не судьба человека, а то, как он сам ее воспринимает». Альбер Камю, в сорок семь лет погибший в автокатастрофе, сказал: «Нет такой судьбы, которую нельзя было бы преодолеть с помощью презрения».
Вмешательство человека в свою судьбу выражается в том, чтобы не упустить благоприятный случай, уметь им воспользоваться. «Если Фортуна стучится в дверь, открывайте не мешкая» /английская пословица/. Судьба может зависеть от характера человека. Он может притягивать благоприятную судьбу своим веселым, добрым нравом. «Счастье приходит в дом, где слышится смех» /японская пословица/. А.Свияш, психолог, пишет, что нытьем, жалобами на свою судьбу, человек раздражает свой эгрегор и предлагает ему не жаловаться, не тосковать, а молиться Богу и действовать самому.
Судьбу человек может строить своими активными действиями. И здесь нужна смелость. «Фортуна улыбается отважным» /французская пословица/.
В одних случаях деятельность человека интерпретируется, как содействие тому, что предустановлено свыше. Человек должен помогать своей судьбе, разделяя ответственность с Богом. «Победа достается от Бога, но воин должен сражаться изо всех сил» /индусская пословица/. «Проси у бога хорошего урожая, но не переставай пахать» /словенская пословица/. «Бог помогает тому, кто сам себе помогает» /Варрон/. «Человек, что бы об этом не говорилось, хозяин своей судьбы. Из того, что ему дано, он всегда может сделать кое-что» /Гренье/. В других случаях вся жизнь человека ставится в зависимость от него самого / что весьма сомнительно/. «Каждый человек – творец своей судьбы» /Саллюстий/. «Люди – часто хозяева своей судьбы». «В том, что мы, рабы, виноваты, милый Брут, не звезды, а мы сами» /Шекспир/. «Судьба не случайность, а предмет выбора, ее не ожидают, а завоевывают /Брайан/. «Свободный выбор, который человек осуществляет относительно самого себя, полностью совпадает с тем, что называется его судьбой» /Сартр/.
Если судьба во многом зависит от человека, то решающим фактором является выбор решений. В нем проявляется мудрость человека и его интуиция – умение чувствовать свой путь в мире. Однако мудрость приходит к человеку с опытом жизни. Поэтому нужно было бы родиться стариком и начинать с мудрости, чтобы решать свою судьбу. Но поскольку это невозможно, судьба человека становится ясной для него самого лишь под конец жизни, когда его будущее превращается в прошлое. Но и это неверно в определенной ситуации. Ведь человек может прожить и яркую, счастливую, но короткую жизнь и это будет его судьбой. В то время, как другой проживет долгую, скучную, без взлетов и падений, никому не нужную серую жизнь.
«Нет лучше с бурей силы мерить, последний миг борьбе отдать. Чем выбраться на тихий берег и раны горестно считать», - сказал поэт. По этой причине человек должен жить, радуясь каждому утру, каждой весне, каждому мигу своей жизни. Ему нужно в своей единственной, неповторимой жизни лелеять каждый миг бытия, благоговеть перед самой жизнью.
Наряду с бытийственным отношением к судьбе существуют и семиотические теории, понять которые порою не под силу разуму человека. Например, согласно учению Кабалы мир состоит из букв древнееврейского алфавита и создан им. Каждая из букв определяет судьбу некоторой части мира, влияет на ту или иную сферу деятельности человека. Например, буква «каф» послужила для сотворения солнца в мире, среды в году и левого уха в теле. Сфера семиотической теории, рассматривает мир как текст, как единую книгу / liber mundi /, которую нужно прочесть и расшифровать. Назвать что-либо по имени и установить его судьбу – значит сотворить его, вызвать названное к бытию. Ничто не существует, пока оно не названо по имени и пока ему не определена судьба. Здесь присутствует вера в то, что судьба предначертана именем. Зачастую мы встречаемся с явлением, когда человек, меняя имя, менял и судьбу.
Интересно творчество Борхеса и его жизнь в отношении судьбы. «Каждый обладает правом на выбор», - утверждает писатель. Человека по Борхесу делает личностью именно способность на выбор своего текста – образца судьбы… Подобного человека, согласно латинской традиции можно назвать homo arbitatans .
У Борхеса в рассказе «Лотерея в Вавилоне» лотерея – сама судьба, и не навязана людям извне, а соответствует человеческой психике – скрытой потребности в игре случая. В Вавилоне была разработана система жребия как парадигмы судьбы. «Лотерея – это есть перенос случая в миропорядок… т.е. периодическое введение хаоса в космос», -пишет Борхес.
Слепая судьба, разрушающая гармоническое равновесие /симметрию бытия/, воплощает губительную игру случая. Но ей противостоит мужественное приятие слепоты самим писателем как судьбы, даже как дара судьбы. «Я не дал слепоте запугать себя», - писал Борхес. Он научился с ней жить и продолжать свое творчество.
Мужеству и силе воли этого человека можно только позавидовать. В пятьдесят лет он стал директором Национальной библиотеки и в это же время практически совсем лишился зрения. «Бог с великой иронией подарил мне книги и ночь – разом», - написал он в одном из стихотворений.
Жизнь Борхеса, как и Николая Островского, как и тысяч инвалидов, ставших известными писателями, учеными, свидетельствует о том, что от индивида тоже многое зависит в его жизни. Мужество и терпение, неустанный труд делают жизнь человека полноценной и ценной для всего человечества.
О терпении и стойком мужестве человека говорит и Коран. В исламе вся жизнь человека предопределена Аллахом. Но рядом с выражением концепции предопределения Коран содержит столь же яркое утверждение об ответственности человека за свои деяния, т.е. о свободе его воли. Главный сюжет коранической проповеди – грядущий суд, где людям будет воздано за их дела. Язычники утверждали, что судьба справится и с пророком. Коран отвечает, что Аллах, а не судьба определяет что произойдет и с Мухаммадом, и со всеми людьми. Аллах заменяет судьбу. Его распоряжение – восстановление справедливости и установление правды. В этом отличие воли Аллаха от слепой и недоброй судьбы.
Понимание всей полноты образа Аллаха и его власти над людьми уточняется другим его /рядом со справедливостью/ свойством – милосердием. Аллах, прежде всего ар-Рахман, ар-Рахим – Милостивый, Милосердный. Милосердие снимает жесткость доисламской судьбы и смягчает суровость уже исламского предопределения. Предопределение не должно страшить человека, потому что всесильный бог милостив. Большое значение придается в Коране терпению человека, сабр. Молитва и терпение позволяют человеку выжить в невзгодах, дождаться момента, когда Аллах проявит свою милость. Терпение стоит рядом с милосердием: «Заповедуют терпение и милосердие».
Обратимся дальше на Восток. Рок страшен на Западе, потому что не укладывается в логические понятия. Вот пример западного мышления: «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетели человека, и с его помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба и отдаться воле законов природы»/Сенека/. Запад, развивая дискурсивно-логическое мышление, добился взлета науки, которая, видимо, тоже возникла как возможность противостоять судьбе, случайности, в надежде изменить мир, познав его устройство, его логику и сделать человека свободным от случайности и от рока. Развитие науки шло путем анализа и синтеза, разложения целого на части. /Иного мышления и мы не знаем, воспитанные на западной культуре/. Взлет греческой цивилизации произошел ценой утраты Целого. Мир земной оказался отчужденным от небесного, материя от духа.
Иногда ученые переводят как «судьбу» понятие «воли неба» /китайское «тянь мин»/, но это не слепая сила, не рок, а высшее предначертание, которое человеку предстоит выполнить, если он хочет следовать правильному пути. В отличие от греческого «тюхе» /удача/, от «фортуны» /римляне/, китайцы считали, что если и подвернется удача, то нужно еще подумать, следует ли ею воспользоваться. Не принесет ли это большую беду, если используешь то, что тебе не предназначено? «Если на роду написана бедность, - размышляет Ван Гун, - то напряжением сил достигнешь богатства, а достигнув его, умрешь». В китайской философии нужно следовать Пути. Путь – это интуитивное чувствование своей судьбы, небесного плана. На Востоке все мудрецы призывают человека развивать интуицию, чувствовать жизнь, слышать поступь истории.
В восточных учениях судьба человека зависит от него самого. Если он нарушает предначертание, идет против своей природы, врожденного дара / как часто мы встречаем людей, получивших профессии не по способностям и наклонностям, а по выгодности в данное историческое время или по принуждению родителей/, то он идет против воли неба, совершает самый великий грех – убивает в себе Атмана, свое истинное «Я». В жизни восточного человека соизмеряется все. Восточный человек ищет золотую середину - «тюе». В Японии существует закон подвижного равновесия, приведший к созданию ситуативной этики. Разумный человек соизмеряет свои слова и поступки с обстоятельствами. На этом принципе основан театр Но. Днем, когда все цвета яркие, актерам следует играть приглушенно, вечером, когда сумерки окутывают пространство, более оживленно.
В Китае распространено мнение – всякий, кто удачно выберет время, преуспеет. Что пригодно в одно время, то непригодно в другое. Человеку необходима смекалка, а также развитая интуиция. Человек – сам хозяин своей судьбы, если верит в себя, если ищет Просветления в себе, в своем сознании, зная, что мудрость – праджня – заключена в каждом, что все одухотворено Единым сознанием.
В буддизме, одной из мировых религий, карма – это нажитое в прежних существованиях, наработанное, содеянное, унаследованное человеком в его настоящем рождении. Можно сказать, что это абсолютная справедливость, нравственный закон, генетическая память, которая совершенно беспристрастна. Идея самосовершенствования в буддизме – это надежда человека на себя.
Если человечество берет на себя право бездумно вторгаться в космическое пространство, не считаясь с его законами, то неизбежно отторгается им. То есть, одно не может посягать на свободу другого, на индивидуальную природу сущего, ибо у каждого свое предназначение, свой Путь. Тогда приходит избавление от судьбы, слепого рока, когда приходит осознание того, что невозможно ущемлять природу отдельного, ибо через неповторимую, индивидуальную душу проходит всемирное общение и достигается всемирная гармония. Если бы восточное мышление овладело миром, то мы не были бы свидетелями глобального потепления на Земле. В результате неконтролируемого сжигания органического топлива тает материк Гренландия, тают оба полюса. По всей Земле идут цунами, наводнения, свирепствует засуха. Земля гибнет в результате хищнического поведения человека, нарушающего гармонию живого, возомнившего себя центром Вселенной. И если люди не остановятся в своем бездумном покорении природы, не найдут альтернативные источники энергии, то человечество неизбежно придет к апокалипсису, предсказанному в Библии. Судьбой Земли будет гибель и на ней погибнут миллиарды людей. И их судьба будет судьбой Земли, ибо человек не отторжим от среды обитания.
«В индивидуальности, по Гумбольдту, - заключена тайна всего бытия». Лишь через полное раскрытие индивидуальной природы, достижимо царство свободы, единство высшего порядка, или Всединство, начинающееся в церкви при молении людей и пронизывающее затем все сущее в мире /по Вл.Соловьеву/. Похоже человеческая мысль приближается к осознанию единичного, как знаку Единого, вечного. Истина не исчисляется, ибо Истина есть Целое, а Целое недоступно дискретному мышлению.
Человек, достигший Просветления, изживший свою карму, не зависит ни от какого рока, ни от какой случайности. Его действия свободны и гуманны. Он обретает себя, когда перестает мнить себя центром Вселенной и начинает ощущать себя органической частью Целого /Космоса/.

Чингисхан родился в 1155 или 1162 г., в урочище Делюн-Болдок, на берегу реки Онон. При рождении ему было дано имя Тэмуджин.

Когда мальчику исполнилось 9 лет, он был сосватан с девочкой из рода унгират, Борте. Он долгое время воспитывался в семье своей невесты.

Когда Тэмуджин стал подростком, его дальний родственник, вождь тайчиутов Тартугай-Кирилтух объявил себя единовластным степным властелином и начал преследовать соперника.

После нападения вооруженного отряда, Тэмуджин был взят в плен и долгие годы провел в мучительном рабстве. Но вскоре ему удалось бежать, после чего он воссоединился со своей семьей, женился на нареченной и вступил в борьбу за власть в степи.

Первые военные походы

В самом начале XIII столетия Тэмуджин, совместно с Ван-ханом, выступил в поход против тайджиутов. Через 2 года он предпринял самостоятельный поход против татар. Первое самостоятельно выигранное сражение способствовало тому, что тактические и стратегические умения Тэмуджина были оценены по достоинству.

Великие завоевания

В 1207 г. Чингисхан, приняв решение обезопасить границу, захватил тангутское государство Си-Ся. Оно располагалось между государством Цзинь и владениями монгольского владыки.

В 1208 г. Чингисхан захватил несколько хорошо укрепленных городов. В 1213 г., после захвата крепости в Великой Китайской стене, полководец осуществил вторжение в государство Цзинь. Пораженные мощью атаки, многие китайские гарнизоны сдавались без боя и переходили под начальство Чингисхана.

Неофициальная война продолжалась до 1235 г. Но остатки войска в скорости были разбиты одним из детей великого завоевателя, Угэдеем.

Весной 1220 г. Чингисхан завоевал Самарканд. Пройдя через Северный Иран, он осуществил вторжение на юг Кавказа. Далее войска Чингисхана пришли на Северный Кавказ.

Весной 1223 г. состоялось сражение монголов с русскими половцами. Последние потерпели поражение. Опьяненные победой, войска Чингисхана сами потерпели поражение в Волжской Булгарии и в 1224 г. вернулись к своему владыке.

Реформы Чингисхана

Весной 1206 г. Тэмуджин был провозглашен великим ханом. Там он “официально” принял новое имя – Чингиз. Самое важное,что сумел сделать великий хан – это не его многочисленные завоевания, а объединение враждующих племен в мощную Монгольскую империю.

Благодаря Чингисхану была создана курьерская связь, организована разведка и контрразведка. Были осуществлены экономические реформы.

Последние годы жизни

Нет точных данных относительно причины смерти великого хана. По некоторым данным, он внезапно скончался в начале осени 1227 г., из-за последствий неудачного падения с коня.

По неофициальной версии, старый хан ночью был зарезан молодой женой, которая была силой отнята им у молодого и любимого супруга.

Другие варианты биографии

  • Чингисхан обладал нетипичной для монгола внешностью. Он был голубоглазым и русоволосым. По свидетельству историков, он был слишком жестоким и кровожадным даже для средневекового правителя. Он не раз заставлял своих солдат становиться палачами в завоеванных городах.
  • Могила великого хана до сих пор окутана мистическим туманом. Раскрыть ее тайну до сих пор не удалось.

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении