Портал садовода - Fiora24

Классификация и маркировка воздушных фильтров по классу (степени) очистки воздуха. Классификация воздушных фильтров Виды воздушных фильтров

Фильтрация воздуха необходима для защиты системы вентиляции в целом от попадания частиц пыли и прочих примесей, предохранения внутренней отделки зданий от загрязнений. Часто воздушные фильтры используют для поддержания заданной, в соответствии с технологическими требованиями, чистоты воздуха.

Поскольку задачу очистки воздуха приходится решать в самых разных сферах, сами фильтры тоже очень разные.

Классификация воздушных фильтров

По эффективности действия (фильтрующей способности) воздушные фильтры подразделяются на 3 класса: грубой очистки (улавливают частицы размером более 10 мкм), тонкой очистки (диаметр улавливаемых частиц более 1 мкм) и «абсолютные» НЕРА-фильтры. Также иногда в отдельный класс выделяют фильтры сверхвысокой очистки (ULPA).

В таблице 1 приведена маркировка фильтров в зависимости от класса их эффективности.

Степень очистки Класс очистки Эффективность очиски, %
DIN 24184 DIN 24185 ГОСТ Р 51251-99 EN 779 EN 1822 ГОСТ Р 51251-99 EN 1822
По методике испытаний*
Ee Ea E O
Грубая EU1 G1 G1 J60 J65
EU2 G2 G2 6070 6580 <20
EU3 G3 G3 7080 8090 2035
EU4 G4 G4 8090 9095 3545
Тонкая EU5 F5 F5 9095 4560 <20
EU6 F6 F6 9597 6080 60
EU7 F7 F7 9798 8090 45
EU8 F8 F8 9899 9095 60
EU9 F9 F9 99,8 9598 75
Высокоэффективная (НЕРА) H10 H10 85
H11 H11 95
H12 H12 99,5
H13 H13 99,95
H14 H14 99,995
Сверхвысокая (ULPA) U15 U15 99,9995
U16 U16 99,99995
U17 U17 99,999995
Таблица 1. Классификация и маркировка воздушных фильтров. Примечание: EN779 и EN1882 — российские стандарты для фильтров грубой, тонкой и особо тонкой очистки соответственно

В зависимости от принципа работы и применяемых при их изготовлении материалов, фильтры делятся на механические, угольные, масляные, губчатые, фильтры HEPA, электростатические, фотокаталитические и прочие.

От характеристик и типа фильтра зависит и область его применения (таблица 2).

Степень очистки ГОСТ Р 51251-99 Тип фильтра Применение
Грубая G1 ФВФ ФВП-I, ФВП-II ФВПМет-I, ФВПМет-II ФВК ФВКас-III Фильтры грубой очистки, используемые в помещениях и процессах с низкими требованиями к чистоте воздуха. Предварительная очистка в системах вентиляции и центрального кондиционирования. Применяются при эксплуатации компрессоров, холодильных машин в условиях большой запыленности.
G2
G3
G4
Тонкая F5 ФВКас-S ФВК-Meltblows ФВК-Meltblows с предфильтром ФВК-Carb ФВКом ФВКом-W Фильтры тонкой очистки воздуха в системах кондиционирования и вентиляции. Очистка циклового воздуха газотурбинных агрегатов. Применяются в качестве фильтров второй ступени очистки (доочистки). Используются в больничных палатах, административных зданиях, гостиницах, при производстве продуктов питания, лекарств, в электронной, мясомолочной промышленности и т.п.
F6
F7
F8
F9
Высокоэффективная (НЕРА) H10 ФВА-I ФВА-II ФВА-HC ФВА-TM-HOOD Фильтры абсолютной очистки применяются для чистых зон, чистых помещений. В фармацевтической и электронной промышленности, в качестве "финишных" фильтров, для решения проблем санитарии, гигиены и микроклимата в лечебных учреждениях (операционные); на АЭС; при производстве продуктов питания (бродильные отделения),лекарств и т.п.
H11
H12
H13
H14
Сверхвысокая (ULPA) U15 ФВА-I ФВА-II Фильтры окончательной очистки воздуха в помещениях с самыми высокими требованиями к чистоте воздуха
U16
U17
Таблица 2. Классификация воздуха фильтров и области их применения

Фильтры грубой очистки

Существует несколько вариантов конструкции фильтров грубой очистки.

Фильтр воздушный фэнкойла ФВФ представляет собой проволочную рамку, обшитую материалом толщиной 5 мм, обеспечивающим класс очистки G2.

Фильтр воздушный панельный ФВП (многоразовый) — это рамка из оцинкованного профиля со сменным фильтрующим элементом, который после загрязнения легко заменяется на новый. Кассетный фильтр ФВКас (одноразовый) отличается увеличенной фильтрующей поверхностью. Это одноразовая конструкция, представляющая собой рамку из оцинкованного профиля и фильтрующий материал, прикрепленный к гофрированной металлической сетке. Класс очистки, который обеспечивают эти устройства — G3 G4.

Фильтр воздушный карманный (ФВК) обеспечивает класс очистки G4. В качестве фильтрующего материала в нем используется полиэстер. Устройство отличают большая пылеемкость, низкое сопротивление воздушному потоку и долгий срок службы. Различают несколько вариантов исполнения фильтров грубой очистки.

Механические фильтры обычно представляют собой мелкую сетку или волокнистую ткань и служат для предварительной очистки воздуха от довольно крупных загрязнений.

Летучие и полулетучие органические соединения лучше других улавливают угольные фильтры. Эффективность их работы определяется количеством фильтрующего материала — чем больше микропор содержится в угле, тем больше газа и запахов можно устранить. Однако эти фильтры боятся высокой влажности и не очень эффективны для удаления формальдегида, сернистого ангидрида и диоксида азота. В таких случаях применяют хемосорбенты, такие как оксид и силикат алюминия, перманганат калия, которые химически разлагают опасные примеси на безвредные вещества.

В масляных фильтрах фильтрующий слой состоит из металлических сеток, перфорированных пласти-нок или колец, смоченных минеральным маслом. Фильтрующий слой губчатых фильтров состоит из губчатого пенополиуретана, резины или подобных материалов, подвергнутых обработке, способствующей раскрытию пор.

Фильтры тонкой очистки.

Чаще всего для тонкой очистки используются карманные фильтры из полиэстера (F5) или полипропи-леновых волокон (F6 F8/F9). Работать с максимальной эффективностью фильтрам класса F6 F8 позволяет использование нитевого сепаратора.

Компакт-фильтры (ФВКом) отличаются малым весом, компактными размерами, простотой установки, более качественной фильтрацией и высокой производительностью — до 5000 м 3/ч.

Фильтры абсолютной очистки

К фильтрам этого класса относятся устройства с маркировкой Н10 Н14, U15 U17. В качестве фильтрующего материала в них используется гофрированное стекловолокно.

Фильтры HEPA (TrueHEPA) (от англ. HEPA (High Efficiency Particulate Arresting) — высокоэффективная задержка частиц) изначально разрабатывались для систем вентиляции в медицинских учреждениях и помещениях с повышенными требованиями к чистоте воздуха. Сейчас эта технология широко используется в промышленных и бытовых воздухоочистителях.

Согласно принятой международной классификации, существует 5 классов HEPA фильтров: Н10, Н11, Н12, Н13 и Н14. Чем выше класс, тем лучше качество фильтрации.

HEPA-фильтр задерживает более 99% всех частиц величиной более 0,3 мкм. Поскольку большинство аллергенов (пыльца, споры грибов, шерсть и перхоть животных, продукты жизнедеятельности пылевых клещей) имеют размеры более 1 мкм, HEPA-фильтры рекомендуется использовать при респираторной аллергии.

Еще более совершенными являются фильтры UPLA (Ultra Low Penetrating Air), способные улавливать до 99,999% частиц диаметром более 0,1 мкм. Принцип их действия тот же, что и у моделей HEPA.

Электростатические фильтры хорошо очищают воздух от пыли и копоти, но не освобождают от летучих органических соединений. Работают они так: в результате столкновений с воздушными ионами, образованными проволочными коронирующими электродами, пылинки получают заряд и затем, под действием кулоновских сил, осаждаются на специальной пластинке.

Фотокаталитические фильтры появились на рынке относительно недавно. Очистка воздуха в них происходит путем разложения и окисления примесей под действием ультрафиолетового излучения. Фильтр одинаково хорошо избавляет воздух от токсинов, вирусов, бактерий и неприятных запахов.

В следующем номере мы подробнее расскажем об эксплуатации фильтров и возможных причинах их неисправности.


Учебная программа подготовлена компанией «Воздушные фильтры»

Назначение воздушных фильтров

Воздушные фильтры в вентиляционных системах служат для очистки приточного (а иногда и вытяжного) воздуха от примесей.

Конструкция, материал и другие параметры фильтра зависят от типа загрязнения воздуха и требований к его очистке. Различают три основных класса фильтров:

  • грубой очистки (задерживает частицы более 10 мкм)
  • тонкой очистки (задерживает частицы более 1 мкм)
  • особо тонкой очистки (задерживает частицы до 0,1 мкм)

Фильтры грубой очистки

Служат для первичной очистки воздуха с высокой концентрацией пыли или помещений с невысокими требованиями к чистоте воздуха. Фильтры классов EU2 - EU4 применяют, если концентрация пыли в воздухе в районе расположения здания превышает ПДК. Такие фильтры служат для защиты теплообменников и оборудования вентиляционных камер. Эффективность очистки составляет 60-90% (по массе крупных частиц примесей).

Фильтровальным материалом фильтров грубой очистки обычно служит синтетическая ткань или металлизированная сетка. Производятся в виде панелей, прокладок, гофрированных листов и т.д.

Фильтры тонкой очистки

Служат для отделения тонкой пыли в помещениях с высокими требованиями к чистоте воздуха: помещений больниц, лабораторий, музеев, пищевых и фармацевтических производств и т.п. Могут применяться для доочистки воздуха после фильтра грубой очистки. Эффективность составляет 60-95% (по массе мелких частиц примесей).

Фильтры тонкой очистки обычно изготавливают из стеклоткани, иногда со специальной пропиткой, или из активированного угля.

Тканевые фильтры:

  1. Карманные фильтры состоят из рамы, сетчатых наружных прокладок и "карманов" из фильтрующего материала. Соединение рамы с карманами герметизируется. При этом скорость фильтруемого воздуха в плоскости фильтрации снижена (около 0,5 м/с), что обеспечивает высокую степень фильтрации. Требуют установки специальных камер обслуживания до или после фильтра.
  2. Складчатые фильтры представляют собой гофрированную фильтрующую ткань (стекловолокно), закрепленную на металлической раме.

Угольные фильтры:

Активированный уголь применяют в фильтрах тонкой очистки в виде таблеток или порошка. Угольный фильтр - это набор кассет, из которых составляются фильтрующие панели. Кроме твердых пылевых частиц угольные фильтры могут поглощать газообразные вещества. Угольные фильтры со специальной пропиткой применяют в системах кондиционирования и вентиляции для поглощения токсичных газов и паров , не улавливаемых нинакими другими типами фильтров.

Фильтры особо тонкой очистки

Фильтры особо тонкой очистки применяются для очистки воздуха от сверхтонкой пыли. Предназначены для поддержания заданной техноголическими или санитарными требованиями чистоты воздуха. Эффективность составляет 97-99,999% (по массе особо мелких частиц примесей).

Фильтры классов EU10 - EU13 применяют в фармацевтической промышленности, электронных и бактериологических лабораториях, операционных. Фильтры класса EU14 предназначены для "особо чистых" помещений электронного и оптического производства, а также для защиты от радиоактивной пыли и аэрозолей.

Фильтры особо тонкой очистки устанавливают после фильтров предварительной обработки - в качестве второй или третьей ступени очистки воздуха, размещая непосредственно рядом с воздухораспределителем.

Эти фильтры изготавливают из клееного стекловолокна или бумаги из субмикронных волокон, иногда с гидрофобным покрытием. Чаще всего используют панельные или складчатые фильтры особо тонкой очистки.

Таблица классификации фильтров

Класс очистки воздуха EN 779 EUROVENT 4/5 EN 1882
грубая очистка EU1 G1 EU1
EU2 G2 EU2
EU3 G3 EU3
EU4 G4 EU4
тонкая очистка EU5 F5 EU5
EU6 F6 EU6
EU7 F7 EU7
EU8 F8 EU8
EU9 F9 EU9
особо тонкая очистка EU10
EU11
EU12
EU13
EU14

Примечание : EUROVENT 4/5 - европейский стандарт определения эксплуатационных характеристик фильтров, EN 779 и EN 1882 - российские стандарты для фильтров грубой, тонкой и особо тонкой очистки соответственно.

Устройство современного автомобиля таково, что мелочи в нем отсутствуют. Даже те детали, которые на первый взгляд не особо важны, играют важную роль. К примеру, воздушный фильтр, значение которого автомобилистами часто преуменьшается. На самом деле, его значение огромно, ведь если он отсутствует или сильно загрязнен, нормальный процесс сгорания топлива становится невозможным, а количество вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах будет резко увеличено.

Для обеспечения нормального горения топлива в цилиндрах требуется огромное количество чистого воздуха – не менее 15 литров на каждый литр самого топлива. Тот воздух, который поступает к двигателю непригоден для обогащения топливной смеси без предварительной очистки, поскольку содержит слишком много твердых частиц и прочих загрязняющих компонентов. Попадая в двигатель, они становятся причиной быстрого износа поршневой группы, подшипников и коленвала. Воздушный фильтр в автомобиле качественно убирает посторонние примеси из воздуха, повышая стабильность работы двигателя и продлевая ему срок службы.

Принцип работы воздушного фильтра

В основном, на 1 килограмм топлива, двигатель потребляет 13-15 килограмм воздуха, забор которого происходит вне транспортного средства, а также вне зависимости от погодных условий. Из-за этого в двигатель попадает пыль, мелкие камни и части асфальта, влага и прочие вещества. Фильтр же предназначен для того, чтобы очистить воздух, поступающий в двигатель автомобиля, от множества вредоносных примесей.

Со временем, при интенсивном использовании автомобиля, воздушный фильтр может забиться частицами пыли или веществ, из-за чего значительно понизиться пропускная способность, соответственно – повыситься нагрузка на сам фильтр, который может деформироваться.

Для нормальной работы двигателя периодичность замены воздушного фильтра должна производится два раза в год .

В результате вредные вещества и примеси, минуя забитый фильтр, попадут прямо в двигатель, тем самым значительно ускоряя износ.

ВИДЫ ВОЗДУШНЫХ ФИЛЬТРОВ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ

Видов данных фильтров, применяемых на автотехнике, несколько. Они используют разные способы фильтрования:


КОГДА ПОРА МЕНЯТЬ ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР?

Водителю не обязательно знать когда нужно менять воздушный фильтр, это можно сделать визуально. Для этого достаньте фильтрующий элемент из воздушного фильтра и осмотрите. Если он чистый — ездить можно дальше без проблем. Если фильтрующий элемент грязный или в масле — это говорит о необходимости его замены. Каждый автолюбитель может отличить грязный фильтр от нового и чистого.

Срок замены воздушного фильтра двигателя зависит от производителя, на большинстве машин он составляет 15 — 30 тысяч км. Так что, если собрались менять воздушный фильтр, загляните в техпаспорт машины и там будет указан точный срок его замены. Или воспользуйтесь советом выше и осмотрите фильтр визуально, если не знаете когда в последний раз он менялся.

Совет про замену воздушного фильтра из собственного опыта . Его замену можно совместить с заменой масла, которая производиться примерно через 10-15 тысяч километров. Можно менять воздушный фильтр каждую замену масла или через раз. Это зависит от конкретных условий в которых эксплуатируется автомобиль. Как правило, меняют через раз.

У дизельных двигателей с турбонаддувом к очистке воздуха предъявляются более жесткие требования. Это связано с особенностями их эксплуатации. Так что, у дизелей и у машин с турбиной, срок замены воздушного фильтра должен быть сокращен.

Не стоит экономить на замене воздушного фильтра , стоимость его несравнима с возможным ремонтом двигателя. А ездить без фильтра категорически запрещено, это приведет к ремонту двигателя, что было проверено на опыте многих автолюбителей.

ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР НУЛЕВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ

Устройство автомобильного очистителя воздуха может быть различным, но принцип действия у всех практически одинаков. Проходя через фильтрующий элемент, воздух может очищаться практически на 99% – все зависит от вида элемента. Естественно, что при прохождении воздуха через фильтр его поток замедляется, а если он старый и сильно загрязненный, воздуха двигателю может не хватать. В качестве альтернативы стандартным, были разработаны фильтры нулевого сопротивления, которые абсолютно не сказываются на скорости потока поступающего воздуха.

Устройство такого воздушного фильтра для автомобиля достаточно простое. Несколько слоев х/б ткани после пропитки специальными растворами фиксируются между двумя алюминиевыми решетками. Подобные конструкция позволяют пропускать одномоментно в два раза больше воздуха, чем очистители стандартных конструкций. При этом, качество фильтрации остается неизменно

высоким – сколько бы грязи не задерживал такой воздушный фильтр, качество и скорость очистки не меняются. Более того, осевшая на ткани пыль и сама принимает участие в очистке воздуха, задерживая на себе более крупные частицы.

Не менее важной особенностью воздушного фильтра нулевого сопротивления является возможность его очистки и повторного использования. Для его очистки можно приобрести специальный очиститель, после использования которого его промывают проточной водой, а перед установкой на автомобиль дополнительно обрабатывают специальным маслом. Подобную процедуру рекомендуется проводить каждые три месяца, особенно, если ТС эксплуатируется достаточно интенсивно, к примеру, в летний период.

Несколько признаков забитого воздушного фильтра:

  • Автомобиль расходует больше топлива, чем обычно;
  • Автомобиль значительно потерял в мощности;
  • Уровень CO2 в выхлопе значительно повышен.

Большинство водителей не придают значения данным фактам, и «тянут» проблему до последнего, критического момента, однако бывалые автолюбители, как и действующий регламент, уверенно заявляют:

Воздушный фильтр двигателя нужно менять (как минимум) раз в полгода. Тем более, заменить его можно самостоятельно, не обращаясь в автосервисы.

Некоторые водители, в желании сэкономить лишнюю копейку, вытягивают и прочищают старый фильтр . Делать это категорически запрещено , поскольку ресурс каждого фильтра ограничен и, несмотря на чистый вид, автомобилю он пользы не принесет ровным счётом никакой. Именно поэтому замена является самым очевидным и актуальным вариантом.

Место установки фильтра зависит от марки и модели автомобиля, однако сами фильтры похожи, поскольку в большинстве своем сделаны по одному и тому же принципу. Как поменять воздушный фильтр? Очень просто!

В автомобилях с инжекторным типом двигателя, фильтр зачастую располагается в пластиковом кожухе, к которому подведен патрубок воздухозаборника, а сама крышка держится на защёлках. Отцепив их у владельца авто появляется доступ к фильтру, а процедуры по его замене аналогичны описанным выше. К слову, чтобы поменять воздушный фильтр салона, необходимо провести практически те же манипуляции, что и с двигательным фильтром. Эта процедура отнимет не более 5-8 минут, на любом типе двигателя автомобиля.

КАК ВЫБРАТЬ ФИЛЬТРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ПРАВИЛЬНО

Если вопрос – зачем менять воздушный фильтр более-менее ясен, то как подобрать воздушный фильтр для своего автомобиля, многие владельцы просто не знают. Во многом это заслуга самих производителей, выпускающих огромное количество модификаций устройств. Отличаются материалы самого фильтрующего элемента, форма, степень фильтрации, условия работы, а также количество ступеней очистки. Чтобы выбрать оптимальный элемент, для начала следует ознакомится с рекомендациями производителя транспортного средства – проявлять самостоятельность, и менять тип установленного фильтра не всегда возможно.

Для многих автовладельцев определяющим моментом при выборе нового воздушного фильтра, становится его ресурс. Большинство производителей в настоящее время используют все более современные материалы и технологии, чтобы менять их приходилось реже, а степень очистки воздуха оставалась бы максимально высокой. Несмотря на все достижения разработчиков, следует понимать, что практически любой «воздухоочиститель» рано или поздно придется менять на новый, поэтому следует постоянно следить за работой двигателя, и при появлении специфических признаков нехватки воздуха, фильтрующий элемент лучше заменить.

Зачастую, многие автовладельцы, особенно дорогих иномарок, предпочитают приобретать не оригинальные воздушные фильтры, стоимость которых может составлять более пяти тысяч рублей, а дешевые подделки. Особенно этим грешат владельцы авто с турбированным дизельным двигателем, поскольку на таких моторах интервал замены фильтра более частый, а стоимость его дороже – это связано с более высокими требованиями в плане очистки воздуха.

Следует понимать, что любой контрафактный воздушный фильтр не выполняет своей основной задачи, лишь создавая видимость защиты. Помимо отсутствия эффективной очистки поступающего к двигателю воздуха, подделки часто и серьезно уменьшают его объем, что ведет к переобогащению смеси, существенному повышению расхода топлива, а неполное сгорание смеси стимулирует процесс преждевременного износа основных узлов любого двигателя.

В данной статье расскажем про воздушный фильтр для автомобиля - зачем он нужен, какие функции выполняет и когда его необходимо менять.

Зачем нужен?

Среднестатистический автомобиль за 100 км пробега потребляет до 15 кубических метров атмосферного воздуха. Если его не очищать, находящаяся в нем пыль и грязь с дороги попадет внутрь двигателя. Это приведет к ухудшению работы машины и в конечном счете - к ремонту мотора. Защитой от подобных неприятностей служит воздушный фильтр. Он выполняет также функцию глушителя шума, а в бензиновых моторах - ещё регулятора температуры горючей смеси.

По мере засорения фильтра его сопротивление воздушному потоку растет и, следовательно, уменьшается количество воздуха, поступающего в двигатель. В определенных режимах это ведет к обогащению смеси, а значит, к неполному ее сгоранию. Соответственно, снижаются мощность двигателя, увеличиваются расход топлива и концентрация токсичных веществ в выхлопных газах.

Если заранее поменять воздушный фильтр, даже если он не выработал полностью ресурс, это залог работы двигателя без проблем. Ведь засорившийся фильтр не фильтрует пыль с дороги, а наоборот затрудняет работу двигателя. Когда меняете на новый, можно сразу ощутить небольшое повышение мощности. И чем грязнее он был, тем лучше поедет машина.

Какие бывают?

Фильтрующие элементы выпускаются трех конструктивных типов: цилиндрические, панельные и бескаркасные. Отметим особенности, имеющие непосредственное отношение к эксплуатации.

Картон - распространенный материал для воздушных фильтров. Но в некоторых странах сменные элементы делают из синтетических волокон. Эксплуатация их требует строгого соблюдения интервалов замены.

На спортивных авто устанавливают фильтры из пятислойной марли, пропитанной "фирменным" маслом. По сравнению с картонными у них гораздо меньше начальное сопротивление. Кроме того, после специальной обработки они могут применяться повторно.

Когда пора менять?

Водителю не обязательно знать когда нужно менять воздушный фильтр, это можно сделать визуально. Для этого достаньте фильтрующий элемент и осмотрите его. Если он чистый - ездить можно дальше без проблем. Если фильтрующий элемент грязный или в масле - это говорит о необходимости его замены. Каждый автолюбитель может отличить грязный фильтр от нового и чистого.

Срок замены зависит от производителя, на большинстве машин он составляет 15 - 30 тысяч км. Так что, если собрались менять воздушный фильтр, загляните в техпаспорт машины и там будет точный срок. Или воспользуйтесь советом выше и осмотрите его визуально, если не знаете когда в последний раз он менялся.

Совет из собственного опыта . Его замену можно совместить со сменой масла, которая производиться примерно через 10-15 тысяч километров. Или ставить новый через раз, примерно раз в 20-30 000 км. Это зависит от конкретных условий в которых эксплуатируется автомобиль. Как правило, многие автолюбители экономят и меняют через раз. А лучше делать это раз в 15 000 км, тогда мотор дольше сохранит ресурс.

У дизельных двигателей с турбонаддувом к очистке воздуха предъявляются более жесткие требования. Это связано с особенностями их эксплуатации. Так что, у дизелей и у машин с турбиной, срок замены воздушного фильтра должен быть сокращен - не реже 10-15 000 км.

Не стоит экономить на замене, стоимость его несравнима с возможным ремонтом двигателя. Фирменный аналог стоит примерно 1000 рублей, в зависимости от марки и модели авто. Но можно найти ещё дешевле, главное чтобы был проверенного производителя. Я рекомендую брать марки Бош или Манн. И не покупать самый дешёвый неизвестного качества. А ездить без фильтра категорически запрещено, это приведет к быстрому сокращения ресурса мотора, что было проверено на опыте многих автолюбителей.

Воздушный фильтр – это простая, но очень важная для бесперебойной работы автомобильного двигателя деталь. В этой статье будет рассказано о том, что представляет собой очиститель воздушного потока, каково его назначение и когда нужно его менять. Подробно расскажем и о том, какие существуют разновидности этих устройств.

Назначение воздушного фильтра

В среднем за 100 км пробега в мотор среднестатистической легковой машины попадает 12 – 15 куб. м воздуха из атмосферы. В уличном воздушном потоке в немалом количестве содержится дорожная пыль и грязь, которые при попадании внутрь ДВС будут отрицательно сказываться на его работе. Скапливаясь в цилиндрах, через некоторое время грязевые отложения станут причиной серьезной поломки силового агрегата, для устранения которой понадобится дорогостоящий ремонт.

Чтобы не допустить этого, на входе в двигатель устанавливается воздушный фильтр, который обеспечивает очистку воздуха от посторонних примесей. Кроме того, он снижает уровень производимого автомобилем шума, а в бензиновых ДВС регулирует температуру топливовоздушной смеси.

В ходе работы очиститель постепенно засоряется, из-за чего возрастает сопротивление, оказываемое им потоку воздуха. Это приводит к неполному сгоранию смеси в цилиндрах, следствием чего становятся:

  • Снижение мощности мотора.
  • Возрастание количества токсинов в выхлопных газах.
  • Увеличение расхода горючего.

Своевременная замена воздушного фильтра позволит увеличить срок службы двигателя, предотвращая его засорение. Забитый очиститель, напротив, становится не помощником, а помехой в работе силового агрегата, поскольку препятствует попаданию в него воздуха в нужном количестве.

Разновидности воздушных фильтров

Существует три основных типа элементов фильтрации:

  • Бумажный.
  • Инерционно-масляный.
  • Фильтр нулевого сопротивления.

Рассмотрим их более подробно.

Бумажный

Этот тип очистителей является самым распространенным. В качестве его основы используется гофрированный картон. Структура такого элемента позволяет эффективно задерживать влагу, а также мелкие частицы, пропуская внутрь ДВС очищенный воздушный поток. Устройство при эксплуатации в обычных условиях рассчитано на 15 000 км пробега. Если машина ездит немного, то такой элемент следует менять каждые 2 года.

Основными плюсами бумажных фильтрующих элементов являются:

  • дешевизна;
  • легкость;
  • простота установки.

К недостаткам следует отнести:

  • подверженность воздействию влаги;
  • низкая прочность картонной основы и слабая устойчивость к механическим воздействиям;
  • постепенное снижение пропускной способности в ходе эксплуатации.

Инерционно-масляный

Такая разновидность тоже пока еще достаточно распространена. Конструкция узла проста: очищающей основой является минеральное масло, расположенное в отдельном корпусе воздушного фильтра. Когда поток воздуха проходит через жидкость, мелкие частицы и примеси задерживаются в ней. Основное преимущество такой детали – возможность многоразового использования. Загрязненный жидкий состав можно просто слить, промыть корпус и заполнить его чистым маслом.

Схема работы

Вместе с тем такие устройства имеют два существенных недостатка:

  • значительный вес;
  • низкая очищающая способность.

Из-за этих минусов инерционно-масляные очистители применяются все реже.

Фильтр нулевого сопротивления

Такими фильтрующими деталями, как правило, оснащаются тюнингованные спорткары. По принципу действия эти элементы схожи с бумажными, основным отличием является использование для фильтрации не картона, а поролоновых вставок. Будучи установленным на мотор, очиститель нулевого сопротивления быстро очищает проходящий через него воздух, обеспечивая бесперебойную подачу последнего в двигатель в нужном объеме. Такие воздушные фильтры идеально подходят для автомобилей, на которых установлены форсированные и турбированные силовые агрегаты. Высокая эффективность очистителей способствует существенному росту мощности ДВС. Единственным минусов деталей такого типа является то, что при работе они заметно шумят.

Фильтр нулевого сопротивления

Когда нужна замена воздушного фильтра?

В эксплуатационной документации каждого ТС указан срок замены очистителя воздуха. Обычно он колеблется в пределах 15 000 – 30 000 км, но этот показатель весьма приблизителен. В первую очередь нужно учитывать степень загрязненности. Чтобы оценить ее, нужно вынуть фильтрующий элемент из корпуса и осмотреть его поверхность. Если она чистая – установите компонент на место и спокойно ездите дальше. Если поверхность загрязнена или залита маслом – пора устанавливать новую запчасть. Отличить по внешнему виду грязный фильтр от чистого сможет даже совсем неопытный автомобилист.

Можно посоветовать проверять состояние этой детали при замене масла и масляного фильтра (каждые 10 000 – 15 000 км). Если она загрязнена – замените заодно и ее. Если грязи на поверхности не очень много, вы все равно примерно получите представление, когда проверить фильтрующий элемент в следующий раз. Скорость его загрязнения напрямую зависит от того, в каких условиях большей частью проходит эксплуатация транспортного средства.

Если на машине установлен дизельный силовой агрегат с турбонаддувом – воздушный фильтр необходимо менять приблизительно в 1,5 раза чаще, чем при его работе с бензиновым двигателем. Это связано с жесткими требованиями к качеству воздуха, который подается в эти моторы.

Напоследок нужно сказать, что откладывать замену очистителя воздуха при его загрязнении не следует ни в коем случае. Стоит фильтрующий элемент совсем недорого, а вот поломка ДВС из-за засоров и последующие работы по его восстановлению обойдутся владельцу машины в круглую сумму. Тем более не стоит пытаться ездить на автомобиле вообще без воздушного фильтра – в этом случае серьезные проблемы с силовым агрегатом практически гарантированы в ближайшее время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении