Портал садовода - Fiora24

Каталог нэцкэ. виды, описание и значение фигурок

Прогуливаясь по торговым городским улочкам, все чаще встречаешь в витринах магазинов статуи Будд, выставленные для привлечения покупателей или на продажу. Подобными предметами стало модно украшать интерьер. Но вряд ли известно, сколь глубокую пользу они могут принести при правильном обращении. Статуи олицетворяют собой присутствие Будды и Ламы. Будда работает всегда и везде на благо всех существ и открывает нам присущие всем безграничные качества ума. Внешняя форма напоминает об этом сознанию, и в подсознании непроизвольно остаются отпечатки, вновь и вновь приводящие нас к Учению Будды и открывающие путь к работе с умом. Таким образом, буддийские статуи используют для стабилизации мест медитации и упрощения доступа к Учению Будды.

Приобретение статуй

Выполненная по определенным правилам и приближенная к совершенству внешняя форма представляет собой просветленное тело. Зная это, при покупке статуи мы обращаем пристальное внимание на ее качество. Чтобы получить максимальную пользу от статуи Будды, достаточно одного экземпляра. Не нужно покупать все, что попадается на пути. Важно то, что происходит в нашем уме. Конечно, мы можем достичь Освобождения и Просветления и без изображения Будды. В пещере Миларепы вообще не было статуй. В конечном счете, все явления – вневременная безграничная свобода ума. Но описанные Буддой и ламами образы Будд, Бодхисаттв, Защитников и лам могут оказать влияние на наш обычно обращенный к повседневности ум. Чем точнее статуи соответствуют реальным проявлениям Будда-аспектов или лам, тем сильнее их воздействие. К тому же именно Будде и реализовавшим себя ламам известно, как выглядят атрибуты и формы, мы можем об этом узнать только из их поучений. Во времена, когда художники сами практиковали буддизм и придерживались предписаний лам, качеству статуй можно было доверять. Сейчас же производство статуй в Непале и Индии превратилось в бизнес, поэтому «товар» при покупке на всякий случай стоит проверить. Нужно четко представлять себе, как должен выглядеть приобретаемый нами Будда-аспект. В Состоянии Излучения Будды чаще всего появляются в одеждах, как исторический Будда Шакьямуни. Другие формы находятся в Состоянии Радости, на которое указывают украшения Бодхисаттв: корона с пятью зубцами, ожерелье и др. Известный пример – Бодхисаттва Любящие Глаза. Редкие аспекты изображаются вообще без одежды и украшений и выражают Состояние Истины Будд.

Будды, Бодхисаттвы и Защитники сидят или стоят на цветке лотоса. Ламы изображаются на лотосе или на троне. Редкие формы, в основном Защитники, сидят или стоят на определенных животных. Каждый аспект имеет свои специальные признаки: к примеру, изображается сидящим, стоящим или даже в прыжке. Точно описано количество и пропорции рук, ног, голов и глаз. Четко объяснено расположение всех частей тела и атрибутов. Полезный источник информации – фотоальбом «Пространство и радость» («Raum und Freude / Space and Bliss»), выпущенный буддийским издательством Вупперталя. И конечно, полезно советоваться с опытными буддистами, прислушиваться к их мнению, совершая покупку. Некоторые Будды проявляются в разных формах, поэтому могут иметь несколько правильных изображений. Каждая деталь несет глубокое значение и должна быть выполнена как можно более точно.

Кроме корректной формы важно, чтобы статую качественно изготовили. Большинство статуй, особенно тибетской и непальской традиций, представляют собой полое литье из меди или латуни. При этом знаками качества являются ясные линии и гладкая поверхность. Избыток дополнительных украшений, напротив, скрывает недостаточную обработку и ошибки. Действительно высококачественно обработанные статуи уже у производителя имеют достойную цену, соответствующую вложенному в их изготовление времени и мастерству. Не стоит рассчитывать, что первоклассную статую удастся приобрести за бесценок. Так что покупка статуи ручной работы высокого качества – вопрос скорее кошелька, а не вкуса. Особенно осторожным надо быть при приобретении так называемых античных статуй: на 99 процентов это подделка, а настоящие экземпляры скорее всего окажутся крадеными.


У тибетских и непальских статуй головы чаще всего уже расписаны. Традиционно роспись статуи делается в последнюю очередь, после наполнения. Рисование глаз, называемое «открытием глаз», – кульминация изготовления статуи.

При росписи лиц используются натуральные красители и закрепители, в связи с этим они легко могут оказаться смытыми или стертыми. Поэтому не нужно касаться лица пальцами и, тем более, мыть его. Одна девушка забыла предупредить уборщицу, и та протерла влажной тряпкой лицо прекрасной статуи Тары. В таких случаях, так как пигментные краски не поддаются точному восстановлению, необходимо полностью смыть прежнюю роспись и заново профессионально нарисовать лицо. Так мы и сделали. Все, кто раньше видел эту статую, говорят, что теперь она выглядит живее. В этом случае вред, в конце концов, принес пользу. Сейчас можно радоваться, что большинство статуй завозятся расписанными. Но знания и навыки росписи уже пришли на Запад. Некоторые из нас обучились росписи статуй, так что теперь возможно это делать здесь. Мы сердечно приглашаем учиться тех, кто искусно обращается с тонкой кисточкой, готов ответственно и с долговременной перспективой учиться и работать в этой области и может отказаться от внесения в работу элементов личного творчества. По вопросам росписи статуй можно обращаться к Зильке Келлер из Кельнского буддийского центра или в буддийский центр Шварценберга. К сожалению, при импорте и покупке статуй не так много внимания уделяется ее внутреннему пространству. В результате, многие статуи оказываются покрытыми внутри толстым слоем сажи и шамота. Если есть возможность, настаивайте на чистоте внутренних стенок статуи.

Наполнение и благословение

Если мы используем статую как проявление Будды, то очень рекомендуется благословить ее у Ламы, предварительно закрепив внутри нее или на ней несущие благословение узелки Защитников, рис или предметы из святых мест. Когда мы на курсах отдаем статую на благословение Ламе Оле, к ней прикрепляется узел Защитника и маленький конвертик с различными реликвиями. О возможности окончательного детального традиционного наполнения статуи можно узнать в центрах Алмазного пути.

Прежде чем заполнить статую, нужно тщательно очистить ее внутренние стенки. Важная часть заполнения – благословленные буддийские драгоценности от реализованных мастеров или из определенных мест силы. Центральную энергетическую ось статуи образует Древо Жизни. Оно изготавливается из древесины специально выбранного дерева, у которого тщательно обозначается направление роста, и имеет трапециевидную, сужающуюся кверху форму. Прежде направленная на восток сторона дерева обращена к лицевой стороне статуи. Древо Жизни окрашивают в красный цвет и золотом пишут тибетские слоги. Вокруг него помещают мантрароллы (тиб. зум) – свертки из определенных, окрашенных шафраном полос бумаги с напечатанными на них мантрами.

Основание статуи, обычно представляющее собой цветок лотоса или трон, служит сокровищницей. Его заполняют цветами, специями, всем самым прекрасным и полезным. Этим создается связь между относительной реальностью и умом Будды. Пустое пространство заполняют измельченными в порошок благовониями и цветами. В Азии считалось, что таким образом предотвращается проникновение в пустоты мешающих энергий. Все работы проводятся с особой аккуратностью, тщательностью и внимательностью. Полностью заполненную статую прочно закрывают. Теперь она выражает совершенное силовое поле Будды и больше не может быть открыта. Само собой разумеется, она уже не является объектом продажи. Конечно, ее еще можно подарить. Но мы должны тщательно взвесить, будет ли тот, кто получит статую в подарок, так же ценить ее, и действительно ли он сможет взять за нее ответственность.

Наполнение внутреннего пространства статуи мантрароллами, выражающими аспект речи Будды, и последующее благословение буддийского мастера, олицетворяющего ум Будды, делают воздействие статуи полным. Теперь мы считаем статую совершенной, даже если на ней можно заметить небольшие изъяны. Рассматривать статую критически нужно до покупки. Если же у нас уже есть статуя с внешними недостатками, которые нельзя изменить, можно расположить ее таким образом, чтобы дефекты оказались не столь заметны.

Как лучше расположить статую

Для нашего окружения полезно, если статуя стоит там, где ее сможет видеть много людей, так как каждый, даже неосознанный, контакт с этой формой создает полезную связь. Например, хорошо было бы выделить для нее особое место при входе или в жилой зоне. В основном статуи стоят в месте для медитации. Место и мы энергетически стабилизируемся, и таким образом мы будем вспоминать о медитации. При этом рекомендуется созерцать статую с нашего места медитации, расположив ее выше уровня глаз на специально отведенном месте. Полезно ориентироваться наверх. Есть классическое расположение статуй, текстов и ступ на алтаре, при этом статуи выражают тело Будды, тексты – речь, а ступы – ум Будды. Если у нас несколько статуй и тханок, то их следует расставить согласно совету Ламы Оле в соответствии с деревом Прибежища. При этом ступа символизирует Сангху. На алтаре рядом с объектами Прибежища – статуями, изображениями Будд, ступ и буддийских текстов – не должно быть ничего мирского, кроме подношений, прежде всего никаких изображений непросветленных существ. В идеале, если позволяет комната, алтарь должен стоять на Западе, тогда статуи будут смотреть на Восток. Если мы делаем алтарь в спальне, хорошо ложиться головой в направлении объектов Прибежища. Это облегчает нам доступ к присущим нам качествам и создает в уме отпечатки щедрости и богатства, когда мы делаем подношения Буддам. Подношения вполне могут быть символичными. Существует подробная традиционная система с 7-ю чашами, содержимое которых ежедневно обновляется. Но в повседневности Запада эта традиция не особенно поддерживается, так как многие не могут ухаживать за алтарем ежедневно. Тогда вода и вкусные подношения остаются несвежими, поэтому мы не получаем хорошего отпечатка в уме. А на алтарях в западных буддийских центрах эта традиционная форма часто выглядит несколько экзотичной.

Простой вариант подношений: свеча или чаша с водой – как символ всего прекрасного. Главное, что мы при этом представляем. Самая великая щедрость – распространение Дхармы. Так что, делая подношения, мы можем посвящать нашу работу в центре Будде.

Часто используется следующая фраза: «На эту статую медитируют». Как правило, это означает, что статуя осмысленно используется в медитации. В буддизме Алмазного пути общепринятой практикой остается медитация на Йидама или Ламу как форму энергии и света, это то, чему учит нас наш Лама. Часто обсуждаемый вопрос – можно ли передвигать и перевозить статую, становится излишним, если мы глубоко прочувствуем его значение. Тогда мы будем с уважением дотрагиваться до объекта и перемещать его только по необходимости. Обычно достаточно иногда убирать со статуи пыль чем-то сухим. Если же к металлу прилипла какая-то грязь, то ее можно убрать влажной тканью и, если нужно, обработать спиртом. Конечно, расписанное лицо вытирается от пыли только чем-то сухим, по возможности, чистой мягкой кистью. Статуя как выражение активности Будды влияет на всех существ, а бронза живет гораздо дольше, чем человеческое тело. Зная это, еще радостнее обращать внимание на качество статуи при покупке, бережно с ней обращаться и позаботиться, чтобы после нашей жизни она попала в руки, полные доверия.

По материалам статьи Вернера Брауна

В местечке Капилавасту, что в северном королевстве Индии, во времена незапамятные жил-был один король. И была у короля одна только проблема - его царица Майя никак не могла родить наследника. И согласно легенде, однажды царица увидела во сне белого слона, который провозгласил ей благую весть, что родится мальчик и будет он великий Будда — творец нового мира. Запустит колесо учения и каждый, кто попадет под его влияние, сможет обрести освобождение от жизни суетной, преодолеть колесо Сансары (мифический круг перерождений, на который обречены все живые существа) и найти выход в блаженстве Нирваны. Спустя некоторое время на прогулке у беременной царицы подошли сроки, деревья склонились, чтобы укрыть ее от посторонних взоров, и родила она прекрасного мальчика, который, согласно одной из легенд, сразу произнес слова «я — Будда».

Но, как и полагается, это только легенда. На деле же родился Сидхартха Гаутама Шакьямуни вполне нормальным ребенком, но с прекрасным будущим. Предсказано оно было на смотринах, которые устроил его отец по случаю рождения наследника. Именно здесь Будда предстал во всей красе. И пришел один старый мудрец, который, едва увидев младенца, стал плакать и одновременно смеяться. На вопросы о таком странном поведении он ответил, что смеется от радости лицезреть спасителя мира, а плачет потому, что не доживет до этого великого часа. Так и рос малыш в роскоши и благоденствии. Но предсказано было отцу его, что нельзя сыну выходить за пределы дворца, дабы не повстречать на своем пути 4 знака. Они станут причиной ухода принца в отшельники, и начнет он тогда учение свое распространять по земле.

Создал отец все условия для того, чтобы у наследника было все что нужно. По одной из легенд, было у Гаутамы 3 дворца: один для летнего периода, другой для зимнего, а третий занимался в период дождей.

Имел Будда более 3-х тысяч жен, любимая из которых - Яшодхара, слушал пение самых лучших певиц, музыку, извлекаемую искусными музыкантами из утонченных инструментов. И только в возрасте 29 лет наскучили ему все эти развлечения, решил Будда, что пора выйти за пределы дворца, чтобы познакомиться с жизнью своего народа. Отец всячески препятствовал этому, но не смог сдержать пыл наследника.

По одной из легенд, 4 ангела приняли облики дряхлого старика, человека, страдающего от болезней, трупа и монаха в рясе с обритой головой, просящего милостыню. Увидел Будда их и понял, что такое настоящая реальная жизнь, и преисполнился состраданием ко всему сущему. В эту же ночь он покинул дворец в сопровождении слуги. Они отъехали далеко в лес, где обменялись одеждами, и стал Будда искать собственный путь, в котором видел освобождение от страданий.

Вначале подался в общину аскетов, который не носили одежд, питались птичьим пометом, не мылись и всячески угнетали тело. Долгие годы провел Будда в поисках истины, но однажды, сидя под деревом у реки, услышал игру ситара (индийский струнный инструмент) и понял ошибочность своих поисков. Пришла к нему мысль, что если струну на инструменте натянуть слишком слабо, она не зазвучит, а если сильно, может порваться. И только умеренное натяжение дает прекрасную и чистую мелодию. Отсюда сделал он открытие, что лучше отбросить аскетические помыслы, помыться, принять нормальную пищу и продолжать свои поиски, согласуясь с истиной Срединного пути, который стал известен благодаря ему.

Храм изумрудного Будды

После этого Будда начал скитания, путешествия, в во время которых посетил множество мудрецов, святых людей, ученых, у которых насыщался истиной, выполнял йогические упражнения, медитировал. И однажды, сидя под деревом в свете утренней звезды, он понял всю тщету своих стремлений, что путь, который проделал, на самом деле вел к нему самому. И теперь, когда Будда сбросил оковы всего сущего, освободился от земных стремлений, всего того, что привязывало его к жизни, обрел он просветление как свободу от всего. И родился Будда как истинный учитель всего сущего. У него появилось множество последователей, также познавших истину учения. А до наших дней дошли многие легенды, мифы и учения, благодаря которым можно использовать в фэн шуй лики Будды, которые при правильном применении могут принести множество благ.

Учение Будды и фэн шуй

В фэн шуй образ Будды ассоциируется с мудростью, возникающей из духового начала. Именно Будда являет собой воплощение этой и многих других добродетелей. Если хотите научиться принимать верные решения, приходить к нужным выводам и насыщаться истинной мудростью, статуэтка Будды будет этому способствовать в полной мере.

С ее помощью можно также добиться душевного спокойствия, внутренней гармонии и сбалансированности в жизни. Если хотите, чтобы ваш мыслительный процесс шел без помех, с максимальной пользой, тогда поместите статуэтку Будды в комнате, что даст вам умиротворение, просветленность и спокойствие. Также помогает талисман и тем, кто запутался в себе, в собственных мыслях и чувствах.

Для достижения именно этих целей, рекомендуется поставить статуэтку Будды в северо-западный сектор Наставников, где ему самое место. Именно здесь он принесет максимальную пользу духовной стороне личности, а также обеспечит успех и удачу в различных начинаниях.

Помещенный в сектор Знаний, он станет для вас настоящим источником творческих идей, раскрытия потенциала. Для творческих людей это идеальная находка, просветляющая мысли и дарующая новые оригинальные мысли, которые будут приходить, словно из ниоткуда.

Статуэтка Будды

Некоторые ставят талисман в , но это неуместно, хотя тоже может использоваться. Впрочем, для более полной активации этой зоны рекомендуется не Гаутама Будда, а Хоттей, которого тоже причисляют к пробудившимся личностям и именуют подобным образом. Именно такой талисман в этом секторе будет наиболее благоприятен, а Шакьямуни лучше отвести роль духовного покровителя семьи, хранителя домашнего очага. С этой целью можно поставить его в соответствующий Семейный сектор, где он будет выполнять отведенную ему роль.

Активировать талисман можно при помощи благожелательного посыла. Считается, что после своего просветления царевич растворился в Абсолюте вселенской мудрости, не оставив и следа, поэтому молиться ему бесполезно. Но можно повторять в качестве активирующих слов, так называемые панче-шилы (заповеди):

  • Не отнимать жизнь у любого живого существа.
  • Не брать того, что не было дано.
  • Сохранять верность сексуальному партнеру.
  • Не применять веществ, меняющих сознание (спиртное, сигареты, наркотические вещества).
  • Не врать.

Хорошо еще воздействуют талисманы китайские: колокольчик, Будда; фэн шуй утверждает, что они способствуют пробуждению скрытых сил статуэтки.

Они могут несколько расходиться с обычным и привычным нам обликом просветленного, но образ Будды будет неполным без этого. А также без некоторых его качеств сверхъестественного характера.

Только ваши чистые помыслы и добрые намерения способны сделать все, чтобы талисман Будды помогал вам во всех начинаниях в жизни. Даровал спокойствие души, умиротворенность и гармонию.

Будда в буддизме имеет два значения. В первом случае под этим словом подразумевают Будду Шакьямуни. Во втором случае так называют духовное совершенство, которым могут обладать другие существа, достигшие бодхи. В буддийской доктрине сказано, что при достижении дхармы любой становится Буддой и, таким образом, превращается в «посредника между людьми и высшими силами».

Будда - это учитель, который помогает разумным существам выйти из сансары. Он считается великим талисманом последователей буддизма, который каждый непременно хочет иметь у себя дома, в офисе или в зале для медитаций. Будда символизирует достаток, богатство. Как только такая статуэтка Будды появляется в доме, то вместе с ней приходит радость, удача, счастье, веселье, а также изобилие. Вот почему многие покупают фигурки Будды и украшают ими пространство вокруг себя.

Разнообразие статуэток

Фигурки Будды делают разных размеров и дизайнов. Их изготавливают из различных материалов: дерева, фарфора, бронзы , медного сплава, керамики, слоновой кости. Часто мастера делают золотое или серебряное покрытие. Встречаются фигурки, которые полностью выполнены из драгоценного металла.

Впечатляет и разнообразие поз и жестов - нужно очень хорошо разбираться, что означает та или иная фигурка. Например, статуэтки с посохом в руке символизируют здоровье и благополучие. Если вам нужен символ финансового достатка, то лучше всего выбрать Будду с монетками. Фигурка с жемчужиной несет энергетику мудрости.

Нужно понимать значение статуэтки, прежде чем ее покупать. В соответствии с традицией фен-шуй недостаточно просто поставить фигурку на полку или в шкаф - нужно, чтобы ее месторасположение соответствовало секторам помещения. Тогда энергетика статуэтки начнет высвобождаться и оказывать положительное влияние.

Если разместить фигурку так, чтобы она смотрела на восток, то в дом будет привлекаться энергия благополучия, если у входа в дом - произойдет улучшение отношений с соседями. Фигурки , которые размещены в южной части жилья притягивают деньги. Единственное место, где не рекомендуют ставить статуэтки Будды (в любой позе , с любым жестом и оформлением) - это ванная комната и кухня.

В любом случае статуэтка, размещенная в квартире, очистит дом от вредной отрицательной энергии и наполнит его благоприятной ци. Не стоит лишь, проявляя неуважение к божеству, размещать его в спальне, ванной и на кухне.

Значение статуэток Будды

Перед тем, как делать покупку, нужно определиться, для чего вам нужен Будда и какое значение имеет выбранная статуэтка. Обратите внимание на жесты и позы , ведь именно по ним можно понять, что она символизирует. Например, Будда в окружении детей будет хранить большую семью от неприятностей, и будет способствовать ее пополнению. Голова великого Будды привлекает мудрость и активизирует мыслительные процессы. Будда с зонтиком означает, что ваше жилье будет защищено от всех неприятностей и жизненных потрясений. Благодаря такой фигурке может существенно улучшиться ваше социальное положение. Будда в расслабленной позе с улыбкой в окружении монеток привлекает финансовую удачу. Среди жестов самый популярный - Абхая-мудра, когда рука развернута ладонью наружу, а большой палец отстает от остальных.

Страница 3 из 11

16. Нэцкэ Кубера -бог счастья, богатства, праведности и благочестия, хранитель всех скрытых в недрах землисокровищ и кладов ; властелин горных духов - якшей, стерегущих эти сокровища. У него есть волшебная летающая колесница Пушпака, с которой он может обозревать хранимые им богатства. Живет он в волшебном городе Алаку, окруженном чудесным садом, где бродят слоны и антилопы, а реки и озера покрыты золотыми лотосами. Кубера необыкновенно добр и справедлив, он дарует людям счастье и успех, олицетворяет собой гармонию духовного и материального богатства.

17. Нэцкэ Дунфаншо - бог счастья и покровитель золотых и серебряных дел мастеров. По легенде Дунфаншо украл у Сиванму волшебный персик бессмертия, за что был сослан на землю, где начал творить необыкновенные чудеса; он превратил лоскуток ткани в огромного дракона, подарил императору У-ди звучащее дерево с десятью ветвями и чудесного скакуна из колесницы Сиванму. Диковинки, созданные Дунфаншо, были до того прекрасны и драгоценны, что его стали считать богом счастья и покровителем золотых и серебряных дел мастеров. Изображается он обычно с мешком золота и серебра. Приноситудачу в делах, торговле и ремеслах. Также Дунфаншо считается богом гармонии и равновесия. Золото и серебро в его мешочке - символ двух уравновешиваемых начал - Солнца и Луны, инь и янь, мужского и женского начала. Иногда считается, что он приноситгармонию в отношениях между мужчиной и женщиной.

18. Нэцкэ Футэн - дядюшка попутный ветер. Китайское божество, приносящееудачу в пути,оберегающее путешественников от всевозможных неприятностей. Фигурку в качестве охраняющего талисмана можно брать с собой в дорогу.

О, ветер со склона Фудзи!

Принес бы на веере в город тебя,

Как драгоценный подарок.

Басё.

19. Нэцкэ Кандзан и Дзиттоку - буддийские монахи периода Тан, которые славились своим необычным поведением и экстравагантными поступками. Иногда эти персонажи считались парными двойниками, наподобие Хэ-Хэ Эр-Сянь - бессмертных двойников единения и согласия. Таким образом, изображение Кандзан и Дзиттоку носит название "священной семьи" и имеет аналогичное значение -гармонии, согласия и взаимопонимания между супругами. Также считалось, что Кандзан и Дзиттоку состоят в свите бога богатства Мохая и покровительствуютденежной прибыли, принося в семьюдостаток.

20. Нэцкэ Будда - В Китае великого основателя буддийской религии называют Shakyamuni ("Шакья" - тот, который есть милосерден, "муни"- тот, который обитает в уединении и тишине". "Принц Siddartha, известный под именем Шакьямуни Гаутама Будда , родился в 624г. до н.э. в Kapilavastu -"городе прекрасной добродетели" на границе Непала. Сын правителя, он отверг тщеславие и великолепие общества и посвятил себя великому делу распространения религии буддизма. В Lalita-Vistara записано, что "голова Будды соответствует традиционному образу святости (lakshanas): сросшиеся на переносице брови, шишка мудрости на макушке (ushnisha), покрытая, по традиции Бодхисаттв, остроконечной тиарой; три линии счастья на шее; мочка уха, раздвоенная и удлиненная, как у жителей южной Индии; отметина в середине лба (urna), символизирующая третий глаз мудрости. "Изображения Будды, в целом сохраняя черты святости, различаются в деталях в зависимости от страны, где его изображают, и национальных черт. Будда обычно изображается сидящим на лотосе, подняв три пальца правой руки для благословения; "с улитками на голове", т.е. со спирально завитыми волосами, в память о прекрасной индийской легенде об улитках, защищавших своими прохладными телами голову Будды от солнечного удара, в то время как он задумался о том, как облегчить человеческие страдания. Иногда Будду изображают с ткацким челноком в руках, символизирующим возрождение после смерти, подобно тому, как ныряет челнок в руках ткача. Иногда его представляют в виде Богини Плодородия, держащей кувшин с землей в левой руке и рисовые ростки в правой. Будду можно увидеть и с книгой - символом знания , и с копьем - символом храбрости , в руках. На алтарях золотой Будда изображается сидящим между двумя своими учениками: справа-Ananda, автор священных религиозных писаний, а слева-Kas"yapa, хранитель священных мистических традиций. Иногда вместо учеников можно встретить два других изображения Будды: Будду Прошлого и Будду Грядущего.

Шакьямуни Будда не был единственным Буддой, то есть просветленным; существовали и другие, пришедшие, возможно, из легенд и верований народов, соприкасавшихся с индийской религией (Амитабха, Майтрейя Будда и т.д.) Буддой может стать любое мыслящее существо, освободившееся от чувств, восприятия и личности, познавшее высшую сущность всех явлений. Наиболее часто изображается Будда Амитабха - владыка Чистой земли - буддийского рая, где в цветах лотоса перерождаются благочестивые люди. "Амитабха" означает "бесконечный свет".Изображение Будды является необыкновенно сильным духовным символом, оберегающим и помогающим людям, идущим по пути духовного развития.

21. Нэцкэ Дарума - Бодайдарума - японское сокращенное произношение имени Бодхидхармы - основателя буддийской школы Дзэн . В 510-е годы он отправился в Китай, где основал в горах Суншань, ставший впоследствии знаменитым монастырь Шаолин. В этом монастыре, по преданию, в течении девяти лет он предавался медитации, сидя перед абсолютно чистой стеной и созерцая ее. Говорят, однажды он уснул, а проснувшись, вырвал ресницы, и там, куда он их бросил, вырос чайный куст, отгоняющий сон. В состоянии молчаливого сосредоточения Дарума пережил Сатори (просветление). После мгновенного Сатори ему открылось, что можно прямо передавать Истину, вне учений, вне законов - "ткнуть ум в Истину". Дарума говорит: "Есть один лишь Путь: забыв себя, искать Высшее в себе." От него и пошел обычай сидячей медитации в дзэн - дзадзэн. В Японии Бодхидхарма очень популярен. Повсюду можно встретить его образ - в нзцкэ, в жи­вописи, в поэзии.

Спросят - скажешь.

Не спросят - не скажешь.

Что в душе твоей сокрыто,

Благородный Бодхидхарма?

Иккю

Дарума является символом мудрости, ясности, сострадания всем живым существам.

22. Нэцкэ Дapума (см.21) иногда изобража­ется сидящим на китайском льве Карасиси Фо, защитнике, спутнике и помощнике всех людей, стремящихся к Просветлению.

23. Нэцкэ Лао-Цзы - философ, мудрец, основатель учения о "Дао". К сожалению, о нем известно немного. Даже его истинное имя неизвестно, так как Лao Цзы - это лишь прозвище, означающее буквально - "мудрый старец". Согласно легенде, на склоне лет Лао Цзы решил покинуть Поднебесную и отправился на Запад. Когда он проходил пограничную заставу, ее начальник упросил Лао Цзы оставить о себе на память книгу, в которой бы отразились мысли "мудрого старца" о Пути мира и Пути человека в нем. Так появилась знаменитая рукопись из 5000 иероглифов, которая сохранилась до наших дней - книга "Пути и Благодати" - "Дао Дэ Цзин". Идеи даосизма оказали значительное влия­ние на культуру Китая и Японии, на воинские искусства, они лежат в основе китайской традиционной медицины, живописи и науки.

Он также обладал
32-мя ЧИСТЫМИ ТЕЛЕСНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ВЕЛИКОГО МУЖА.
Наиболее заметная иконографическая черта Будды

УШНИША -
полукруглый выступ на голове, особенность строения черепа, свидетельствующая о чрезвычайной мудрости.
Кроме неё обязательно присутствует

УРНА -
метка между бровями (символ бесконечного движения Солнца),
длинные, до колен, РУКИ,
ПАЛЬЦЫ на руках одной длины и
такие же на ногах,
длинные МОЧКИ ушей, доходящие до плеч.

В странах Юго-Восточной Азии распространены ТРИ основных типа скульптурных изображений основателя учения, вы
и сами заметили и сможете перечислить, итак:), правильно:

СТОЯЩИЙ Будда
СИДЯЩИЙ Будда
ЛЕЖАЩИЙ Будда

Изображения Будды, достигшего нирваны, обычно однотипны:
он лежит на правом боку, голова покоится на правой руке, согнутой в локте, вся фигура олицетворяет мир и покой.
Одну из таких фигур показывают всем туристам, приезжающим на экскурсию в королевский дворец и ближайшие знаменитые храмы Ват Пракео и ват По.В вате По как раз и лежит большой золотой Будда в этой классической позе,
где все его обходят, и кидают монетки в чаши, стоящие по его контуру.


Существует ДВЕ главные позы сидящего Будды.
Поза МАРАВИДЖАЙ -
означает победу Будды над демоном-искусителем Марой. В ней Будда сидит скрестив ноги, правая рука лежит на правом
колене.
Другая поза - САМАДХИ -
соответствует позе лотоса - символ уравновешенности, абсолютного спокойствия и победы разума над чувствами.

Кроме этого, фигуры стоящего и сидящего Будды, как заметили более внимательные любители искусства, различаются
МУДРАМИ - санскр. ЖЕСТ)
символическими положениями рук и пальцев,каждое из которых несет глубокий смысл.

АБХАЯ-МУДРА - жест бесстрашия -
правая рука согнута на уровне груди, ладонь с прямыми и прижатыми пальцами смотрит наружу. Этот жест показывает,
что учение Будды дает защиту, несет мир и устраняет страх.

ВАРАДА-МУДРА - жест благодеяния -
правая и левая рука полуопущена, раскрытая ладонь направлена вниз, что символизирует сострадание и благо.
Сочетание обоих жестов особенно характерно для скульптурных изображений в Таиланде и Лаосе.
Как правило, с таким положением рук изображается стоящий или шагающий Будда.
Например, знаменитый шагающий Будда(14в.) который хранится в Бангкоке в вате Пентямабопхит.

ДХАРМАЧАКРА-МУДРА - жест колеса дхармы -
Будда, уже достигший просветления, изображен во время первой проповеди, когда он раскрыл ученикам дхарму, иначе
говоря, повернул колесо дхармы. Указательный и большой пальцы левой руки Будды соприкасаются, символически изобра-
жая колесо дхармы, три выпрямленных пальца символизируют три драгоценности буддизма - Будду, дхарму и сангху.

ДХЬЯНА-МУДРА - жест медиации -
левая или обе руки покоятся на коленях, ладонях вверх. Жест символизирует медитацию. В искусстве Юго-Восточной Азии
медитирующий Будда иногда изображается под покровом из капюшона многоголового царя змей Муччхилинды.

БХУМИСПАРША - МУДРА - жест касания земли -
один из часто встречающихся в Юго-Восточной Азии образов Будды. Учитель изображен в состоянии глубокого созерцания,
в момент достижения просветления Его левая рука покоится на коленях, ладонь повернута вверх, правая рука опущена
вниз и касается земли - Будда призывает землю в свидетели свершившегося просветления.

Ну вот, теперь и мы кое-что узнали из некоторых поз и жестов, как выяснилось в индуизме их намного больше.
Но мы тут рассматривали изображения Будд в Таиланде.
Зато в следующий раз войдя в храм, внимательно присмотревшись к рукам и пальчикам учителя,
вспомнив этот текст выпустим в пространство красивый звук - - - - - - - - - - - - - - - ВАРАДА-МУДРА!


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении